«Сегодня хороший день, чтобы умереть»
Фильм 1970 года «Маленький большой человек» похож на «Убийц цветочной луны» 2023 года. При этом внешне фильмы, конечно, различны. Но оба длинно-тягомотные. Оба про индейцев. Оба – бенефис актера. В «Убийцах» блистает ДиКаприо, ну а «Маленький большой человек» целиком принадлежит Дастину Хоффману.
Слышали ли вы о генерале Кастере? Наверняка многие слышали. Да, я о Джордже Армстронге Кастере, сложившем голову в сражении с индейцами при Литл-Бигхорн в 1876 году. Личность Кастера, его роль в покорении (а можно сказать: в уничтожении) индейцев – костяк сюжета «Маленького большого человека».
Композиционно же фильм держится на сквозной нити - на описании жизни Джека Крэбба, в 10-летнем возрасте попавшем в плен к индейцам, а в 121-летнем рассказывающем свою историю журналисту.
Вот этого Крэбба и играет Хоффман. Между прочим, попавший за это в книгу Гиннеса, как актер, сыгравший самый большой временной промежуток человеческой жизни.
Если просто пересказывать внешний сюжет, все эти похождения Крэбба от детства и индейцев до сражения при Литл-Бигхорн, сложится впечатление хаоса в сценарии. Персонаж перемещается от индейцев к белым и обратно, испытывает различные приключения, проживает жизнь.
Через смены сцен режиссер представляет картину жизни на Западе, в резервациях и вокруг них, образы жизни индейцев и белых. Местами тут трагедия, местами комедия, переходящая в фарс.
Крэбба в принципе и героем назвать язык не поворачивается. Он, скорее, просто свидетель. Как колобок катится по жизни и показывает ее нам, не особо принимая участие в событиях. Впрочем, свой вклад в гибель Кастора он в финале внесёт.
Общий замысел понять несложно – режиссер постепенно, без явных нравоучений подводит зрителя к финалу при Литл-Бигхорн, вбивает мысль о разрушении жизни индейцев белыми. В этом здорово помогают образы старого вождя индейцев и краснокожей жены Крэбба.
В принципе для нашего времени мысль не новая – белые истребили индейцев. Но для 1970 года это было что-то. Если посмотреть на вестерны более ранних лет, можно заметить, что индейцы там, как правило, были «плохими парнями». Их убийства воспринимались как должное возмездие за коварство и жестокость.
В 1960-х тенденция начинает меняться, и мы приходим к «Маленькому большому человеку». Тут, конечно, нельзя не обратить внимание на совпадение такого поворота с войной во Вьетнаме. Чем-то новым повеяло в воздухе.
Кастор устроил резню в мирном поселении индейцев, разрушил их жизнь, жизнь Крэбба. В финале фильма мы наблюдаем обратную резню – индейцы убивают белых солдат. И вот ведь иррациональное – хотя нам очевидно, ясно безнадежное будущее индейцев, мы испытываем удовлетворение от хотя бы временного торжества справедливости.
А дальше… Дальше отрезвляющие мысли от старого вождя. Он не называет белых людьми. В переводе лучше говорить именно просто «белые». А вот индейцы, по слову вождя, как раз «люди».
С учетом этих замечаний его мысль можно передать так:
«Существует бесконечное количество белых. А вот людей всегда было мало. Мы победили сегодня, мы не победим завтра».
Да, это вам не дурацкое, детское торжество в финале «Аватара». Это вот и есть настоящая история взаимодействия «цивилизации» с коренными народами.
Фильм очень толковый, умный, с блестящей актерской игрой. Но, боюсь, нынешнему зрителю покажется слишком скучным.
7 из 10