Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Маленький большой человек (1970)

«Сегодня хороший день, чтобы умереть»

Фильм 1970 года «Маленький большой человек» похож на «Убийц цветочной луны» 2023 года. При этом внешне фильмы, конечно, различны. Но оба длинно-тягомотные. Оба про индейцев. Оба – бенефис актера. В «Убийцах» блистает ДиКаприо, ну а «Маленький большой человек» целиком принадлежит Дастину Хоффману.

Слышали ли вы о генерале Кастере? Наверняка многие слышали. Да, я о Джордже Армстронге Кастере, сложившем голову в сражении с индейцами при Литл-Бигхорн в 1876 году. Личность Кастера, его роль в покорении (а можно сказать: в уничтожении) индейцев – костяк сюжета «Маленького большого человека».

Композиционно же фильм держится на сквозной нити - на описании жизни Джека Крэбба, в 10-летнем возрасте попавшем в плен к индейцам, а в 121-летнем рассказывающем свою историю журналисту.

-2

Вот этого Крэбба и играет Хоффман. Между прочим, попавший за это в книгу Гиннеса, как актер, сыгравший самый большой временной промежуток человеческой жизни.

Если просто пересказывать внешний сюжет, все эти похождения Крэбба от детства и индейцев до сражения при Литл-Бигхорн, сложится впечатление хаоса в сценарии. Персонаж перемещается от индейцев к белым и обратно, испытывает различные приключения, проживает жизнь.

Через смены сцен режиссер представляет картину жизни на Западе, в резервациях и вокруг них, образы жизни индейцев и белых. Местами тут трагедия, местами комедия, переходящая в фарс.

Крэбба в принципе и героем назвать язык не поворачивается. Он, скорее, просто свидетель. Как колобок катится по жизни и показывает ее нам, не особо принимая участие в событиях. Впрочем, свой вклад в гибель Кастора он в финале внесёт.

-3

Общий замысел понять несложно – режиссер постепенно, без явных нравоучений подводит зрителя к финалу при Литл-Бигхорн, вбивает мысль о разрушении жизни индейцев белыми. В этом здорово помогают образы старого вождя индейцев и краснокожей жены Крэбба.

В принципе для нашего времени мысль не новая – белые истребили индейцев. Но для 1970 года это было что-то. Если посмотреть на вестерны более ранних лет, можно заметить, что индейцы там, как правило, были «плохими парнями». Их убийства воспринимались как должное возмездие за коварство и жестокость.

В 1960-х тенденция начинает меняться, и мы приходим к «Маленькому большому человеку». Тут, конечно, нельзя не обратить внимание на совпадение такого поворота с войной во Вьетнаме. Чем-то новым повеяло в воздухе.

Кастор устроил резню в мирном поселении индейцев, разрушил их жизнь, жизнь Крэбба. В финале фильма мы наблюдаем обратную резню – индейцы убивают белых солдат. И вот ведь иррациональное – хотя нам очевидно, ясно безнадежное будущее индейцев, мы испытываем удовлетворение от хотя бы временного торжества справедливости.

-4

А дальше… Дальше отрезвляющие мысли от старого вождя. Он не называет белых людьми. В переводе лучше говорить именно просто «белые». А вот индейцы, по слову вождя, как раз «люди».

С учетом этих замечаний его мысль можно передать так:

«Существует бесконечное количество белых. А вот людей всегда было мало. Мы победили сегодня, мы не победим завтра».

Да, это вам не дурацкое, детское торжество в финале «Аватара». Это вот и есть настоящая история взаимодействия «цивилизации» с коренными народами.

Фильм очень толковый, умный, с блестящей актерской игрой. Но, боюсь, нынешнему зрителю покажется слишком скучным.

7 из 10