Для этого есть две возможности: обожествление или обесценивание.
Начнем с обожествления.
Для того, чтобы получить нарциссическое расстройство личности через этот путь, нужно на своего ребенка навесить все лучшие проекции сразу и ему об этом рассказывать.
Ты у меня гений, самый красивый, умный талантливый!
Тебе можно все!
Тебе положено самое лучшее!
В этом месте остановимся и поговорим про обесценивание.
Если идти через него, то тогда ребенок для родителя всегда будет не таким, как надо, постоянно «недо», а для того чтобы получить хоть капельку родительской любви, ему нужно начать соответствовать тому идеалу, на который молится его мать, например.
Где сходятся обожествление и обесценивание?
В обоих случаях родитель не замечает истинную реальность своего ребенка, а взаимодействует с неким вымышленным образом. И транслирует ему изо дня в день, что «не ты истинный мне важен и нужен», а он, этот идеальный образ.
Это приводит к тому, что сам ребенок отворачивается от своей реальной сущности. Внутри себя он тоже начинает любить и поклоняться этому навязанному образу, ставя его на пьедестал и отвергая, обесценивая все остальные свои стороны и проявления.
Чтобы лучше понять суть проявления, представьте, что вам внушили, будто у вас уродливое лицо и вам нужно носить маску. И вы ходите в этой маске днем и ночью, свято веря, что только так вы выглядите достойно, только в маске вас полюбят и примут. Вы будете избегать всех ситуаций, где маску нужно снять, злиться на тех, кто принуждает вас это сделать и ненавидеть себя в этот момент.
Вы будете манипулировать другими для того, чтобы они верили, что маска - ваше истинное лицо и злиться на них, если они обнаруживают, что это не так.
А теперь подумайте, кто из нас хотя бы изредка не боялся предстать перед другими таким, каков он есть?
Поэтому в той или иной степени червоточина нарциссизма есть у каждого, от глубокого нарциссизма до нарциссической раны.
И хорошая новость - если вы сейчас подумали о своем нарциссизме, значит не такой уж он тяжелый. Потому что полный нарцисс никогда и ни за что ничего подобного за собой не признает.