Многие, наверное, видели веселые по цвету коврики, украшающие интерьер у*краинской и молдавской избы, комнаты сельских жителей Прибалтики. Нередко можно теперь встретить коврики и в убранстве
городской квартиры. Могут ли дети дома соткать из цветной пряжи такой коврик, используя при его создании простейшие переплетения} и узоры орнамента? Некоторые родители могут в этом усомниться: соткать ковер нелегко и взрослому. Между тем это занятие вполне посильно для ребенка,--разумеется, если родители помогут ему приготовить все необходимое для работы.
Прежде всего надо будет сделать раму коврового станочка — прямоугольник из деревянных планочек. На раму натягивается основа (продольные нити), с помощью которой выполняется ткать и узоры коврика (рама коврового станочка с натянутой на нее основой воспроизведена на цветном снимке на обложке журнала).
Не стремитесь сделать раму большой: такую раму неудобно хранить
и переносить. Возможные размеры: 60 на 50 сантиметров, 40 на 30 сантиметров и даже 30 на 20 сантиметров.
Толщина досок, из которых делается рама коврового станочка,—
2—2,5 сантиметра, ширина — 4—4,5 сантиметра. Нити основы, обвивающие раму, должны быть туго натянуты, поэтому раму из более тонких досок может перекосить. Хорошо использовать при скреплении стоек рамы коврового станочка деревянные клинья, препятствующие перекосам.
Тканые ковровые изделия состоят из основных и уточных нитей. Ос-новные нити располагаются в продольном, а уточные — в поперечном
направлении ткани ковра. Те и другие переплетаются в определенном
порядке.
Видов переплетений много, в ковроткачестве же применяются только некоторые из них. Наиболее распространенным и простым является по-
лотняное переплетение (рисунок 1), когда нити основы перекрещиваются
с уточными в шахматном порядке. Переплетение основных и уточных
нитей образует основание, или каркас, ковровой ткани.
Нити основы на ковровом станочке должны быть плотными и крепки-
ми. Лучше всего для них подойдет хлопчатобумажный корд. Из него
изготовляют обычно рыболовные лески, и вы легко можете приобрести
леску из корда в магазинах рыболовных принадлежностей.
Навивка основы на раму станочка производится так: отступив по
5 сантиметров от края верхней и нижней станины рамы, нанесите на
них через 1 сантиметр деления. В каждом делении следует расположить (навить) 4—6 ниток основы. Для коврового станочка, ширина
рамы которого 50 сантиметров, это будет соответствовать от 160 до
240 ниток, для рамы шириной в 30 сантиметров — от 80 до 120 ниток.
Привязав к нижней станине рамы от начала отметки первую нить ос-
новы, подведите нить к верхней станине рамы и, обмотав ее, спускайте нить к нижней станине. Обмотав и ее, снова ведите нить вверх
и обматывайте верхнюю станину, и так равномерно распределяйте
нити основы по всей ширине нижней и верхней станины рамы, стараясь выдерживать заданную плотность (4 или 6 нитей на 1 сантиметр). Когда дойдете до последнего деления на станинах рам, завяжите нить основы и отрежьте ее от мотка корда. Основа натянута.
Вырежьте из плотного картона две полоски по длине чуть больше ширины основы. Их ширина равняется 3—4 сантиметра. Вложите картонные полоски между нитями основы у края верхней и нижней станины рамы коврового станочка. Картон как бы ныряет между четными и нечетными нитями основ: четная наверху, нечетная внизу, основа четная наверху и т. д., и так до конца
нитей основы. Картонки, вложенные в нити основы, необходимы для того,
чтобы наглядно видеть, где начинается и где заканчивается ткань
коврика. Он нижней картонки начинают ткать коврик, у верхней его заканчивают. Ткачеству коврика предшествует плетение одного или
двух узеньких рядов уравнительной плетенки, или косички, как ее еще
называют, сплести которую не представляет сложности. Схема плете-
ния такой косички показана на рисунке 2. Уравнительная плетенка,
или ‘косичка, нужна, во-первых, для того чтобы постоянно поддерживать
нужную ширину основы; во-вторых, при обрыве нитки основы косичка
не даст ей выскользнуть из остальных нитей. Косички выплетаются у
основания нижней и верхней полосок картонок и привязываются с
обеих сторон боковых стоек рамы коврового станочка.
Чтобы получить полотняное переплетение, основу надо разделить
на четные и нечетные нити. Одна половина нитей основы будет состоять только из четных, другая — только из нечетных ниток. Сделать
такое разделение нитей основы несложно. Вспомните, как пропускали
между нитями полоски картона. Тот же принцип сохраняется и здесь.
Только вместо полоски картона для разделения ниток используется деревянная или пластмассовая планочка. Ею вполне может служить обыкновенная ученическая линейка. Пропустите планку (линейку) между нитями основы таким образом, чтобы все четные нити оказались наверху, а нечетные внизу планки. После этого сдвиньте планку наверх по нитям основы.
Сам принцип ткачества коврика заключается в том, что сначала оттягиваются все четные нити основы, и в образовавшуюся щель (зев) пропускается нить утка. Затем оттягиваются все нечетные нити основы, и в образовавшийся зев вновь пропускается нитка утка. Нитки утка каждый раз прибиваются к предыдущим
прокидкам ниток гребнем (рисунок 3) — обычным роговым или ме-
таллическим. Желательно, чтобы он был достаточно массивным, а рас-
стояния между зубьями гребешка не были слишком частыми.
Для четных нитей образование зева делается с помощью планки (линейки), которая в нужный момент ставится на ребро и поднимает все четные нити (рисунок 4).
Тогда в образовавшийся зев и пробрасывается нить утка. Планка возвращается затем в свое прежнее положение, стало быть, поднятые ею чет-
ные нити основы ложатся в одной плоскости с нечетными. Теперь следует оттянуть вверх нечетные нити и образовать новый зев. Как это сделать? А вот как. Нарежьте из корда нити длиною в 8—10 сантиметров по числу нечетных нитей основы. Охватите каждой из этих ниток нечетную нить основы. Концы
нарезанных ниток корда выведите наружу и свяжите их в пучки (рисунок 5).
Обычно в пучке бывает захвачено 6-8 нитей основы. Можно
делать пучки и из большего числа захваченных в них нечетных нитей основы, но их неудобно будет оттягивать вверх, поэтому число в 6—8 нитей основы в пучке самое подходящее. В зависимости от ширины основы на ковровом станочке число завязанных пучков может быть 4—6—8—10 ит. д. Как вы уже догадываетесь, оттягивая за узелок каждый из пучков, вы тем самым поднимаете нечетные нити основы, и образуется щель-зев, в который пробрасывается уточная нить.
Итак, образование зева для четных нитей основы происходит с помощью планки (линейки), для нечетных нитей — с помощью нитяных
пучков.
Советуем заранее заготовить необходимое число небольших шпулек,
на которые наматывается цветной уток. Количество цветных ниток на шпульках зависит от эскиза коврика, к выполнению которого приступить самое время.
Размер эскиза коврика подскажет основа, натянутая на раму коврового станочка. Материалом же для эскизов послужит плотная бумага
или листы картона. Эскиз является одновременно н рисунком-шаблоном,
по которому выполняется узор самого коврика. Поэтому так важен выбор и орнаментальность мотива узора, его силуэт, раскладка цветов в эскизе. По возможности и сам орнамент и границы цвета в эскизе должны быть четкими, хорошо прорисованными. Количество цветов не должно быть слишком большим.
Красочный, веселый колорит коврика можно построить на трех-четырех, самое большое на шести цветах. Рассмотрите с этой целью с детьми молдавские, ук*раинские, прибалтийские коврики, выполненных в технике «палас», русские курские ковры с яркими пятнами цветов на черном фоне. Коврики эти можно увидеть на выставках декоративного искусства, в коллекциях художественных
и краеведческих музеев, на многочисленных репродукциях, на открытках, на цветных диапозитивах, посвященных народному творчеству.
Эскиз коврика выполняется гуашью, акварелью, его можно рисовать также цветными карандашами или фломастерами, цветными пастельками, тушью. Нужно только помнить о четкости цветовых границ в эскизе.
В первых эскизах ковриков лучше всего использовать мотивы геометрических или растительных орнаментов, где формы цветов, листьев, плодов близки геометрическим формам. А в дальнейшем можно «сочинить» эскиз на тему волшебной сказки, изобразить пейзаж, но и в этом случае рисунок должен быть
геометрическим. На первых же порах наиболее приемлемо выполнение композиций, не перегруженных деталями.
Готовый эскиз коврика укрепляется на станочке. Его можно прикрепить кнопками к стойкам рамы. Если эскиз выполнен на картоне
или на листе бумаги, наклеенном на картон, он может быть поставлен между натянутыми нитями основы. Сквозь светлые нити кордовой основы узор орнамента на эскизе четко виден (см. цветное фото на обложке журнала).
Коврик ткется по эскизу — на границах цветовых участков разные утки меняют свое направление в соответствии с узорами орнамента. Смена направлений
уточных нитей происходит различными способами: без сцепления (перевивки нитей), со сцеплением между собой, с закреплением на общую основную нить. На рисунке 6 изображена схема переплетений уточной нити с нитями основы, в которой уточные нити на границах контуров цветных участков рисунка коврика
не сцепляются между собой, а обвивают соседние основные нити и изменяют свое направление на противоположное, выполняя далее полотняное переплетение. Этот вид переплетения называют «палас на пря-
мую нитку».
Выбор цветных нитей, наматываемых на уточные шпули, может быть
самым разнообразным: шерстяные и обычные, применяемые в вышивке,
синтетическая пряжа, нити люрикса, наконец, нарезанные на тонкие
полоски разноцветные кусочки тканей. Использование пряжи разных
фактур и расцветок обогатит выразительные возможности создаваемых
детьми композиций. Пусть при этом активнее работает детская фантазия и изобретательность. Это помогает воспитать творческое от
работе, развить художественный вкус детей.
Когда коврик будет готов, аккуратно срежьте его со станочка. Коврик может быть использован для украшения комнаты ребенка: повешен над кроваткой, над письменным столом. На освободившуюся раму коврового станочка можно навить новую основу и предложить ребенку соткать на ней коврик с другим рисунком.
Ю. Максимов