Приветствую всех размышляющих и думающих!
Как вы считаете: зло - это исключение или обыденность?
Вы любите размышлять о прочитанном - увиденном? Когда это становится толчком для ещё одной попытки понять реальность, ответить на трудные смысложизненные вопросы? И толкает нас к этому, обычно, наша великая русская литература, философичная по самой своей природе. Получив с юности прививку чтения умных книг, уже сложно всерьёз воспринимать многочисленные сейчас жанры "догонялки - стрелялки" или "люблю - не могу". Они подойдут для дороги как способ занять время. Но дома в выходной я точно такую книгу читать не буду.
Я, как многие из нас, хочу получить два в одном - увлекательное чтение, работу воображения и возможность потом поразмышлять, подумать.
Что касается жанров, то мне очень нравятся семейные саги, нон-фикшн, но я давно охладела к детективам, а фантастику вообще последний раз читала в детстве. Тем более моя рука никогда не тянулась к ужастикам.
Но и на старуху бывает проруха!
Вот уж никогда не думала, что меня так поразит хоррор. И это не то повествование, где намеренно пугают читателя, вызывая у него нужную эмоцию ужаса, демонстрируя больное воображение шизофреника.
Наоборот, речь идет о самой что ни на есть реальности.
Эта книга была обнаружена в рекомендациях Захара Прилепина. Я обычно прислушиваюсь к его литературным советам, не всё потом нравится, но туфту он не рекомендует, это точно. Прилепин, без сомнения, большой писатель и я читаю его с интересом. "Обитель", например, или "Михаил Шолохов. Незаконный". Да много что.
Речь пойдет о книге Джонатана Литтелла "Благоволительницы"
Сюжет пересказывать не буду. Только назову основные его точки: айнзацгруппы - Бабий Яр - Сталинград- концентрационные лагеря третьего рейха. Все это замешано на извращённой сексуальности и шизофреническом восприятии мира главным героем - офицером СС Максимиллианом Ауэ. Читать реально трудно.
Основная идея - обыденность зла, возведение его в норму, в повседневность. Как чаю выпить.
Из всего кошмара, что описывает Литтелл, меня очень поразила одна сцена. Главный герой - Ауэ видит маленькую девочку, которую вместе с семьёй ведут на расстрел. И он проникается каким-то странным сочувствием к малышке. Но не спасает её, нет! Он берет её за руку, чтобы она не боялась, и подводит к расстрельной яме! И не сходит с ума!
По крайней мере внешне.
Взрослый мужчина - офицер, что как бы квинтэссенция мужественности, и маленький ребенок, девочка, голенькая, абсолютно беззащитная, дрожащая, уже неживая от происходящего вокруг и его ласковый успокаивающий голос, ведущий на смерть!
Согласитесь, мы люди взрослые, пожившие, пережившие потери, преодолевшие серьезные трудности (в нашей стране - это норма), обычно спокойно относимся к тому, что пишет автор того или иного текста. Мы же понимаем, что это литература, а не жизнь. Но та страстность, с которой автор описывал весь этот ужас, поневоле заставила меня задуматься об обыденности зла. Его простой будничности: убил человека и пошел с аппетитом пообедал. В моем сознании всё описанное Литтеллом никак не могло найти объяснение.
Обыденность зла
Этот феномен, конечно, уже исследовался. Все знают о судебном процессе над одним из самых ужасных нацистских преступников - Эйхмане. Кстати именно в связи с ним и появилось такое понятие как банальность зла (Ханна Арендт " Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме").
Посмотрите на это вполне приятное лицо, на нём отсутвуют какие-либо явные приметы порока. Симпатичные правильные черты, умный взгляд, что-то подозревающий прищур.
Ему была сделана психиатрическая экспертиза и она установила его абсолютную нормальность! Более того, этот "человек" был отличным семьянином. Его отношениям с женой и детьми можно было бы позавидовать, настолько они были тёплыми. Но он совершенно точно осознавал, что всё, что он совершил в период нацизма - это преступление. Иначе бы не бежал в Аргентину и не скрывался там под чужим именем. Его преступление юридическое, наказуемое по закону, но для него самого - это правильная жизнь. Вот в чем весь ужас.
Посмотрите на его выражение лица на скамье подсудимых. Он похож на человека, не отдававшего себе отчёта в тех действиях, которые совершал?
Вернёмся к вопросу заголовка. Так почему зло становится обыденным?
Я не претендую на абсолютную истину и мне будет любопытно узнать, что вы думаете по этому поводу, но вот к каким выводам я пришла.
- Во-первых, зло должно стать общественно поощряемой, правильной моделью поведения, основанной на подмене ценностей, когда все переворачивается и зло объявляется добром.
- Во-вторых, такая общественная модель мгновенно начинает рекрутировать в свои ряды людей с атрофированной моралью. Помните знаменитое гитлеровское накануне 22 июня 1941 года: "Я освобождаю вас от всякой морали!"
- В-третьих, и тут для меня самое трудное, поскольку я не психолог. Как в человеке просыпается даже не зверь, поскольку звери не творят зло осознанно, а монстр. Вырастает и подменяет собой личность. Этот феномен ещё называют эффектом Люцифера.
Если опираться на авторитет Арендт, то надо признать, что банальность зла это не проявление испорченной человеческой природы. Просто у людей, подобных реальному Эйхману или литературному Ауэ отсутствует так называемый эмоциональной интеллект, они не могут идентифицировать человеческие эмоции и не откликаются на них. Им не свойственна эмпатия. О почему? Арендт говорит, что этот душевный изъян свойственен рьяным службистам - особой породе людей - не думающим, не размышляющим, не ищущим ответов на смысложизненные вопросы, людям-инструкциям, четко выполняющим те задачи, которые перед ними ставит государство, начальство, да кто угодно из тех, кто выше них.
Но как быть с такими явлениями как домашнее насилие, буллинг в школе, дедовщина в армии - разве это что-то другое?
Наверное, человечество до конца не разобралось в том, почему зло подчиняет себе человека. Ответов много и ни один из них не исчерпывает самого этого феномена, а жаль.
Интересный взгляд на эту проблему есть у Е. Водолазкина в его Лавре.
Почитать можно здесь:
Вы встречались с откровенным злом в своей жизни?
Спасибо, что дочитали и спасибо за лайк🥀
✨ Подписывайтесь!