Найти тему
ParfoPhrenia

Аромат-легенда. Красная Москва

Если бы меня кто-нибудь спросил, какой первый парфюм приходит в голову при словосочетании аромат-легенда, я бы, не задумываясь, ответила – Красная Москва. Уверена, я тут не одинока. Поэтому новую рубрику «Ароматы-легенды» открывает именно она – великолепная, спорная, с богатой, почти столетней, историей, Красная Москва.

Предыстория

К истории создания Красной Москвы всегда идет прологом «Любимый букет императрицы», выпущенный к трехсотлетию дома Романовых и созданный Огюстом Мишелем.

Вот здесь есть подробности русских парфюмерных хроник:

За создание этого аромата компания «Брокар и Ко» в свое вроемя получила титул «Поставщика двора его Императорского величества».

Но при чем здесь Красная Москва? - спросите вы. А при том, что легенда рождения нового аромата связана с «Любимым букетом императрицы».

Кто-то говорил, что этот тот же самый аромат, переименованный большевиками. Новая власть, в свою очередь, не признавала родства главного знамени советской парфюмерной промышленности с буржуазными пережитками и даже имя иностранного парфюмера было вымарано из описаний.

В 1991 году, когда фабрику «Новая заря» возглавила Антонина Витковская, предание о создании Огюстом самого популярного в СССР аромата ушло в народ.

Сейчас можно насчитать несколько различных легенд создания Красной Москвы:

- первая, и самая распространенная, как раз о переименованном «Любимым букетом императрицы». И никого не смущает, что на флаконе духов, посвященном по слухам Марии Фёдоровне, изображена другая императрица — Екатерина II

- вторая, еще менее вероятная, приписывает авторство самому Генриху Брокару, который придумал этот аромат еще в 80х годах 19 века

- третья версия, включает уже упомянутые лица, и содержит еще одно – Шарлотта. На момент предполагаемого создания парфюма, уже вдова Генриха Брокара, пригласивла все того же Огюста Мишеля воссоздать утерянную формулу, придуманную ее супругом

- ну и самая идеологически-приемлемая легенда - духи «Красная Москва» созданы в середине 1920-х годов Полиной Жемчужиной (и опять же никого не смутило, что в это время будущий директор парфюмерной фабрики «Новая заря» была еще студенткой).

Все эти версии носят скорее мифологический характер, чем исторический, потому что подтверждающей документации не сохранилось.

Так или иначе, но исследователи пришли к выводу, что Красная Москва невероятно похожа на парфюм, что создал Огюст Мишель для Ее Величества, но при этом, это все-таки другой аромат.

История

Итак, на дворе 1925 год, вниманию публики представлены новые духи «Красная Москва».

К этому времени фабрика, сменив ряд управляющих и несколько названий, получила то имя, которое мы знаем сегодня – «Новая Заря».

Знаменитый флакон "Красной Москвы", чей дизайн (с некоторыми изменениями) Новая заря использует до сих пор, был придуман художником фабрики Андреем Евсеевым.

Красная Москва разных лет
Красная Москва разных лет

В военное время Красная Москва не выпускалась, но в 1945 выпуск был возобновлён. Практически сразу фабрика столкнулась с дефицитом флаконов, но пошла на встречу своему покупателю и, пока налаживали поставки стеклотары, предложила к продаже розлив во флаконы покупателей.

Чуть позже парфюмерную линию расширили, запустив производство одноименных одеколонов, мыла и пудры.

-3

В 1958 году духи были отмечены призом на Всемирной выставке в Брюсселе.

Со временем, даже на закрытом советском рынке, ароматы Новой Зари начали теснить польские и французские духи, а с открытием международной торговли на постсоветском пространстве появился такой выбор парфюмерии, о котором советские модницы могли только мечтать.

Удивительно, что при таких условиях Новая Заря не погибла, выстояла несмотря ни на что. И можно ее сколько угодно ругать за ретроградство, отсутствие новых ароматов и маркетинговой политики как таковой, да много еще за что. Но за то, что она сберегла для нас Красную Москву, большое ей спасибо.

Аромат

группа: восточные, цветочные верхние ноты: кориандр, цветок апельсина, бергамот
средние ноты: гвоздика (цветок), иланг-иланг, жасмин, роза
базовые ноты: ирис, ваниль, бобы тонка
выпущен в 1925 году
парфюмер: Auguste Michel
группа: восточные, цветочные верхние ноты: кориандр, цветок апельсина, бергамот средние ноты: гвоздика (цветок), иланг-иланг, жасмин, роза базовые ноты: ирис, ваниль, бобы тонка выпущен в 1925 году парфюмер: Auguste Michel

Тут, как и с историей создания, тоже не обошлось без легенд. Ходят рассказы о том, что Красная Москва содержит около шестидесяти компонентов.

Рудольф Аркадьевич Фридман в своей книге «Парфюмерия» (1955 г.) пишет:

„Красная Москва“ — ассоциируется с изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной, пластичной певучестью» ...
… в основном представляющие собой фиалковой комплекс, по запаху сам по себе довольно сентиментальный, но который благодаря изменению тембра и введению ряда гармонирующих веществ получил особую красоту и богатство запаха …
… состоящие из смеси основ ириса, фиалки, гвоздики для совершенства всех этих первичных материалов и для усиления их тонкого запаха нуждаются в значительной доле жасминной эссенции

Журнал «Химия и Жизнь» (1974 г.):

Тонкий, тёплый, благородный аромат с оттенком флёрдоранжа

Современное описание фабрики «Новой зари»:

В одеколоне «Красная Москва» слышатся ритмы большого города, его история, традиции, сюжеты, над которыми время не властно.
… насыщенные цитрусово-пряные мотивы бергамота, кориандра и нероли повышают настроение, заряжая энергией на весь день. Самая звучная и усложненная нота ароматной прелюдии – нероли. Благодаря ей, звук кориандра раскрывается постепенно, придавая аромату изысканные черты. «Красная Москва» – звучание жизни, где правит столичный шик.
… игра дивной розы придает аромату неповторимый стиль, непревзойденный шарм. Ее аккорды, разливаясь многогранной свежестью, поддерживают манящие своей приятной сладостью ноты иланг-иланг и жасмина...
В базовых нотах звучит самая суть – душа композиции. В цветочно-пудровых нотах ириса можно услышать тайны, которые хранят старые переулки. Приятные звуки ванили расскажут о столичной гостеприимности, а благоухающие ноты бобов тонка создают многогранную атмосферу ритмичной жизни.
Бесспорно, «Красная Москва» – это праздник и быт, желания и возможности, история, сохраненная в условиях реального времени.
-5

Для меня Красная Москва - это не аромат с закрученной историей, уважаемый в силу возраста, но неактуальный в наши дни.

Это то, к чему тянется рука, то, что я ношу. Считаю, что Красная Москва и русская зима – идеальная пара.

У меня есть маленький ритуал встречи зимы – нанести пару капель на воротник или шарф и идти гулять по заснеженным переулкам старой Москвы.