Найти тему
Universal Journalists

«Мальчик и птица» — (не)последний шедевр Хаяо Миядзаки

Спустя 10 лет после выхода последней работы японского аниматора и режиссера Хаяо Миядзаки у всех поклонников его творчества наконец-то появилась возможность увидеть на экранах новую картину. В анимационном фильме под названием «Мальчик и птица» студии «Гибли» мир для главного героя по-прежнему полон чудес и испытаний. Сюжет картины сравнивают с полотнами импрессионистов: такой же красочный и в то же время беспорядочный. Сам Хаяо Миядзаки признался: «Возможно, вы не поняли фильм. Я тоже его не понял». Чтобы все-таки разобраться в последней работе автора, одного взгляда на нее точно не хватит.

Вторая мировая война. 12-летний Махито теряет свою мать в пожаре, охватившем здание токийской больницы, куда попал снаряд. Через некоторое время отец мальчика женится на ее младшей сестре Нацуко и вместе с сыном переезжает в родовое поместье супруги. Здесь за Махито приглядывают старушки-прислуги с большими головами, отчетливо напоминающие образ Юбабы из «Унесенных призраками». Пытаясь привыкнуть к новому месту, мальчик сталкивается с мрачными тайнами в виде заброшенной башни, которую, по словам других, когда-то построил его двоюродный дед, и говорящей цапли, заявляющей, что его мать на самом деле жива. В один день исчезает Нацуко, и мальчик решает вернуть ее, даже если ради этого нужно отправиться в иной мир.

Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Кадр из фильма «Мальчик и птица»

Работа получилась многослойной: в ее основу легла история из детства самого Миядзаки, вдохновением послужила книга Ёсино Гэндзабуро «Как поживаете?», а также большой след в фильме оставили предыдущие картины автора. Однако те, кто хорошо знаком с его творчеством, считают, что произведение вышло намного мрачнее и сложнее.

Меланхоличную и местами тревожную атмосферу фильма гармонично дополняет музыкальное сопровождение, за которое отвечал композитор Дзё Хисаиси, сотрудничающий с Хаяо Миядзаки с момента написания альбома к картине «Навсикая из Долины ветров» (1984).

Многие зрители после просмотра фильма отмечают, что «Мальчик и птица» — это своего рода «Алиса в Стране чудес». Чудеса в мире, куда попадает Махито, также зачастую необъяснимы и нелогичны, но благодаря им действия сменяются с быстрой, порой головокружительной скоростью. Подобно белому кролику говорящая цапля становится проводником главного героя в другую реальность, а огненная девочка Хими в красном платье и белом переднике очень уж напоминает образ Алисы с иллюстраций Либико Марайи.

Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Кадр из фильма «Мальчик и птица»

Любопытно, что создатели намеренно отказались каким-либо способом продвигать фильм, решив не выпускать ни трейлер, ни краткое описание сюжета. И это, кажется, только подогрело интерес публики: «Мальчик и птица» сделал самый кассовый дебютный уик-энд в истории студии «Гибли», собрав 13 миллионов долларов. Ясно одно: в любом случае — с рекламой или без нее — фильмы Хаяо Миядзаки всегда долгожданны для зрителей. Помимо этого «Мальчик и птица» является вероятным номинантом на «Оскар» в 2024 году. Пока такой награды удостоилась лишь одна работа Хаяо Миядзаки — «Унесенные призраками» (2001).

В «Мальчике и птице» режиссер показывает, насколько зыбок и не идеален мир, созданный двоюродным дедушкой главного героя: в нем есть место жестокости и насилию, обману и несправедливости. Некоторым его обитателям в буквальном смысле приходится выживать: пеликаны пожирают маленьких существ под названием варавары, которые являются душами нерожденных людей, просто потому, что в море не хватает рыбы. Умирающая птица признается Махито: «Наши птенцы совсем плохо летают, потому что не знают зачем». Мир, где существа теряют смысл в собственном предназначении, в конце концов начинает разрушаться. Хаяо Миядзаки рефлексирует: может ли создатель творения передать его в руки наследника или без автора сказочная вселенная обречена на гибель? Ответ на этот вопрос дается в конце фильма. Как и главный герой «Мальчика и птицы», сын аниматора Горо Миядзаки не взял на себя ответственность и отказался возглавлять наследие студии «Гибли». Значит ли это, что последняя вышедшая на экраны работа Хаяо Миядзаки — прощание со зрителями?

Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Кадр из фильма «Мальчик и птица»

К счастью для поклонников, 82-летний режиссер, не раз заявляющий об уходе на пенсию, кажется, трудится над чем-то новым. Вице-президент студии «Гибли» Дзюнъити Нишиока рассказал CBC News, что он не только больше не хочет уходить на пенсию, но и активно приступает к работе над созданием еще одного фильма.

Алиса Хохлова, UJ