Шведское оборонное ведомство сообщило об инициативе передать ВСУ совместно с Данией 25 БМП Strf 90. С одной стороны, это очень хорошие машины, а с другой — нужно разобраться, способны ли они повлиять на боевую обстановку.
Во-первых, Strf 90 — это лучшие в своём классе машины в НАТО. Да, они не плавают и габариты их далеки от небольших, но эти недостатки частично компенсируются неплохим вооружением. Кроме того, наводчик и командир имеют удобную и эффективную цифровую систему управления огнём, облегчающую использование машины.
Но есть нюанс. Если взглянуть на уже отгремевшие сражения на Украине, можно прийти к выводу, что хлопцы из украинской глубинки старше 40 лет в экипажи такой техники не подойдут. Найти молодых танкистов для этого не составляет проблемы, равно как и обучить их, ведь даже сейчас есть живые вэсэушники, имеющие на Strf 90 боевой опыт.
Богатая электронная начинка машины облегчает работу экипажа, а не усложняет её, однако в бою важно не только оснащение машины.
Уничтоженные под селом Работино БМП M2 Bradley 47-й ОМБр ВСУ с молодыми и мотивированными мехводами и командирами служат лишним доказательством, что отправка неопытного экипажа на хорошей технике никак на обстановку на поле боя не влияет и необходимо искать баланс между идеологически накачанными подразделениями и современной техникой.
Во-вторых, 25 БМП — это всё ещё мало. В первой партии БМП М2А2 ODS США отправили на Украину в два раза больше машин. Да, шведский ВПК их не производит, однако их строить могут и даже планируют в находящейся рядом и служащей и так одним большим военно-промышленным хабом Чехии.
Похожие планы вынести производство этих машин были и для Украины, но вероятность реализации вызывает, мягко говоря, сомнения.
В-третьих, это цена вопроса. Если 25 машин стоят $263 млн, то цена каждой БМП варьируется на уровне чуть более $10 млн.
Для сравнения: один Т-90М стоит $4,5 млн, и по цене одной Strf 90 можно получить одну «Армату» или два «Прорыва» — и деньги ещё останутся. Применительно к современным боевым действиям массовость по-прежнему остаётся критически важным параметром: ещё во Вторую мировую СССР и США, сделав упор на массовое производство дешёвого оружия и техники, успешно победили сделавших ставку на технологичность немцев.
В таких условиях передачи вроде этих 25 БМП — это пиар и возможность европейского (шведского в данном случае) ВПК подзаработать на дальнейших военных заказах, но этого количества шведских БМП мало даже в разрезе одного участка фронта, не говоря уже о всей линии боевого соприкосновения.
19.12.2023
Кирилл Фёдоров, военный блогер, автор канала @warhistoryalconafter
🟩 Специально для RT. Подпишись