Если коротко описать этот день, то это будет фраза - всё плохо. даже не просто плоха, а очень плохо. И если в Прибалтике наблюдалось относительное затишье, то в Белоруссии ситуация становилась всё более удручающей.
В западной части 28 июня был взят Волковыск. Это фактически был единственный путь, которым могли выйти из окружения в районе Белостока большие по численности части советских войск. На утро всё еще прослеживалась потенциально возможна линия отхода общей длиной 350 км: Белосток - Волковыск - Новогрудок - Минск протяженностью 350 км.
Но сначала из этой цепи было удалено среднее звено - Волковыск занят и путь отрезан. А к концу дня это вообще оказался путь в никуда, так как был занят Минск. В настоящее время уже неопровержимым фактом является то, что о захвате Минска не было сообщено ни в сводках Совинформбюро, ни каким-то иным способом. Лишь в начале июля начинают появляться сообщения о борьбе на Борисовском направлении. Естественно, что достаточно было взять карту в руки, чтобы понять, что с Минском всё плохо: то есть либо он оказался в "котле", либо уже захвачен немцами.
Волковыску более 1000 лет. За это время его будут разрушать рыцари Тевтонского ордена, французы во время Отечественной войны 1812 года. Сейчас здесь проживает около 40 тыс. человек.
Вот в этом месте немцам и удалось перерезать один "котел", разбив его на две части, бороться с которыми было уже легче. Новогрудок продержится еще 10 дней. Он будет оккупирован лишь 6 июля.
А вот с Минском история действительно запутанная. То ли за город шли бои, то ли он был просто оставлен - источники разнятся. Скорее всего, какие-то очаги сопротивления были, но централизованной мощной обороны не было. Есть, например, воспоминания одного местного жителя, как на расслабленных немцев в упор вылетел наш танк, который поразил первую машину в колонне и скрылся. Есть воспоминания о стрельбе из подвалов, руин разбомбленных домов. Но это все одиночные моменты, системно город не обороняли. Иначе объяснить стремительный захват столицы Беларуси невозможно. Вон Лиепаю осаждали несколько дней. Так город вошёл в состав СССР недавно. А тут столица союзной республики.
Ну точнее как город был взят... Взято было то, что осталось от города в результате его мощнейших бомбардировок с 24 июня. 85% города просто было разрушено. После войны Минск на полном серьезе хотели перенести вообще в другое место, но потом решили восстановить там, где он был.
Более того, в тот же день был взят Бобруйск, который расположен в 120 км к востоку от Слуцка, взятого накануне и 160 км к юго-востоку от Минска.
Бобруйск - это седьмой город Беларуси по численности населения в наши дни. Но это не областной центр. И если у Волковыска символ - волк, то у Бобруйска - бобр естественно. Во время Отечественной войны 1812 года город был осажден, но так и не был взят. Но город сам сгорит в 1902 году от паровозных искр. И именно Бобруйск станет одним из самых западных пунктов Смоленского сражения.
А южнее был оставлен город Ровно. Однако очевидно, что там глубина проникновения на советскую территорию была гораздо меньше. Хотя и здесь это 150 км.
Но именно на этом участке фронта оказалась потеряна большая часть военной техники. Но в целом на какое-то время наступление на Киев удалось задержать. А там каждый день означал десятки тысяч эвакуированных людей и ценностей, который могли быть полезными в военное время.
Ровно же очень крупный центр Западной Украины. Произошло его название то ли от слова ров, то ли от ровной местности, на которой он расположен. Хотя не очень то здесь и все ровно. А есть и легендарная версия: дескать у князей Острожских с этим городом было ровно сто городов. Но это из области городских легенд, конечно.
Город был достаточно крупный, хорошо развитый. И то, что он был оставлен без уличных боёв, сохранило объекты в приличном состоянии. Немцы сделают его столицей рейхскомиссариата Украина. Кстати, однажды попалась статья с выдержками из воспоминаний немецкого генерала, участвующего во взятии Минска. Так он был очень возмущен "самодеятельностью" немецкой авиации, которая без особой надобности разбомбила Минск. Ведь понятно, что они хотели обустроиться в цивилизованных условиях с водопроводом. А вся инфраструктура была уничтожена.
Именно в Ровно будет действовать известнейший разведчик Н. Кузнецов.
Вот таким вошло в историю войны 28 июня 1941 года. Спасибо, что читаете! До встречи!