Сегодня мы поговорим про Оромэ. На самом деле, думал, что информации о нем будет не так много, но когда стал собирать её по крупицам из разных источников, даже удивился (потому что, оказывается, я сам о нём кое-что не знал). Но давайте не отвлекаться.
Как и все Айнур, Оромэ был создан Эру Илуватаром. Как и все Айнур, он принимал участие в создании Великой Музыки. В Арду спустился по зову Манвэ, чтобы помочь другим Валар и Валиэр в борьбе с Мелькором. По итогу Мелькор почувствовал, что слаб, и сбежал. А в Арде на какое-то время воцарился мир, во время которого образ континентов и природы в целом Валар более-менее привели к общему знаменателю. Но всё это ни о чём. Потому что я уже писал об этом. И история эта к Оромэ практически никак не относится.
Наша история начинается с того момента, когда Мелькор уничтожил Светильники, а Валар основали Валинор. Оромэ любил Средиземье, особенно за его леса, и очень неохотно, одним из последних, его покинул. В Амане у Оромэ был свой лес. Он очень любил лес. Недаром другими его именами были Алдарон (в пер. с квенья «Король Деревьев») и Таурон (в пер. с синдарина «Король Лесов»). Здесь, в лесах созданных Йаванной, Оромэ обучал свой народ и своих гончих охоте на злых созданий Мелькора. И всё не просто так.
Во времена, когда Средиземье было погружено во тьму, Оромэ на своём белоснежном коне Нахаре в окружении майар и своих гончих часто возвращался в леса и на равнины Средиземья. Чтобы поохотиться. Поохотиться на тёмных созданий Мелькора. Оромэ с копьём и луком пугал слуг Мелькора своим видом. Но более всего и слуг Мелькора, и самого Мелькора пугал звук охотничьего рога Оромэ – Валаромы. Звук этот заглушал всё и описывается как «подобный Солнцу, встающему над землёю в алом зареве, или молнии, пронзающей тучи». Впоследствии только тьма, вызванная уничтожением Унголиант Двух Древ, смогла заглушить этот звук.
Во время одной из таких поездок, Оромэ добрался до берегов озера Куйвиэнэн, где впервые увидел пробудившихся эльфов. Именно Оромэ тогда дал им название Эльдар (народ звёзд). Он был восхищён эльфами, но те в страхе бежали от него, поскольку боялись всадников в целом. Мелькор боялся Оромэ, а потому посылал к эльфам своих тёмных всадников, которые брали в плен отбившихся от остальных. Оромэ вернулся в Валинор и рассказал остальным Валар об эльфах. Вскоре началась война с Мелькором, в результате которой Мелькор был пленён, а эльфов решили призвать в Аман. И с этим предложением к эльфам явился Оромэ. Эльфы, видевшие всю мощь Валар в борьбе с Мелькором, боялись отправляться к ним. Тогда Оромэ нашёл трех смельчаков, трёх послов, чтобы те отправились в Аман вместе с ним, а затем вернулись и рассказали об увиденном остальным эльфам. Так и было сделано. Послы пробыли в Амане год и были поражены величием Валар в свете Древ. Оромэ отвез послов обратно, где они держали речь перед остальными эльфами, убедив большинство из них довериться Оромэ и отправиться к Валар.
Несколько лет Оромэ вместе с эльфами держали путь к берегам Белерианда, чтобы оттуда переправиться в Аман. Валар ехал верхом на Нахаре, а когда уезжал от эльфов далеко, те останавливались и ждали его. Во время этого похода Оромэ научил эльфов изготавливать оружие, чтобы те смогли хоть как-то отбиваться от темных слуг Мелькора, которые ещё остались в Средиземье.
Наконец, когда племена эльфов во главе с Оромэ достигли Белерианда, эльфы испугались, увидев море. Тогда, по совету Манвэ, к ним на помощь пришёл Ульмо, который помог переправиться части эльфов – ваньяр и нолдор, а позже вернулся за телери.
В Валиноре Оромэ покровительствовал тем эльфам, которые любили охоту. Одним из его известных учеников стал Келегорм, сын Феанора. Оромэ научил Келегорма понимать языки зверей и птиц, а впоследствии даже подарил ему одного из своих гончих разумных псов – Хуана. Да, да, нашего любимого волкодава Хуана, обладающего помимо разума ещё и даром речи.
Когда Мелькор был освобожден из плена и Валар поняли, что он не исправился, а пытается настроить эльфов против Валар, Оромэ вместе с Тулкасом бросились в погоню за Мелькором, но найти его так и не смогли. После уничтожения Унголиант Древ, Оромэ, его охотники и Тулкас отправились в погоню за паучихой (кстати говоря, эта паучиха уже однажды убегала от погони Оромэ и смогла спастись на юге Амана), но тьма Унголиант была настолько сильна, что ни охотники Оромэ, ни сам Оромэ или Тулкас не смогли пробиться сквозь неё.
А дальше произошёл бунт нолдор, через многие годы в Валинор приплыл Эарендиль, чтобы просить прощения и защиты нолдор и людей у Валар. Но к Оромэ это не относится. Нет, конечно он участвовал в Войне Гнева, в которой Мелькор был казнён, а его дух был изнан из Арды в Пустоту, но это всё не то, тут особо без конкретики обошлось.
А теперь несколько интересных фактов. Я уже написал про боевого коня Оромэ Нахара. Шкура его была белой, сияла серебром в ночи, а копыта подкованы золотом. Свет искр, высекаемых копытами Нахара, был первым светом в Средиземье после падения Великих Светильников. По легендам, порода роханских коней Меарас вела своё начало именно от Нахара. Меарас - вообще необычные лошади, их продолжительность жизни была равна людской, разум и сила – исключительными. И сравнивать Меарас с обычными лошадьми – это как сравнивать эльфов и людей. В общем, разница была велика. Возможно, что Тенегон (Сполох, Обгоняющий Тень – называйте как удобнее вам самим) – боевой конь Теодена – именно потомок Нахара.
А на самого Оромэ есть отсылка во «Властелине колец». Открываем: книга пятая, глава пятая, самый конец: «С этими словами он взял у Гутлава, своего оруженосца, большой рог и затрубил в него. И тут же затрубили все рога в войске, и звук рогов Рохана был подобен буре на равнинах, и грому в горах.
Вперед, вперед! Вперед, на Гондор!
Король крикнул что-то Снежной Гриве, и лошадь понеслась вперед. За ним развевалось на ветру королевское знамя - белый конь на зеленом поле, но он опережал его. Следом, как гром, летели рыцари королевского дома, но и они едва успевали за ним. И Эомер был здесь, и белый конский хвост развевался на его шлеме, и передовые ряды эорла летели вперёд, словно бурун прибоя, но догнать Теодена было невозможно. Боевая ярость предков новым огнём вспыхнула в королевских жилах, он походил теперь на древнего бога, на Ороме Великого в битве валаров, когда Мир был ещё молод». Да-да, сам Теоден сравнивается с Ороме. И это именно тот момент в фильме, когда все такие «НА СМЕРТЬ!». Ну, вы поняли.
Но ладно. Это тоже не все интересноти. Помимо коня Оромэ и его гончих, есть ещё животное, которое связано непосредственно с Оромэ. Коровы Арау. Это крупнорогатые скотоподобные существа, которые произошли от ещё более крупных существ Оромэ-Охотника. Коровы эти жили вокруг плодородных равнин моря Рун. Возможно, что Оромэ оставил свой скот на востоке тогда, когда стал переправлять эльфов в Аман. Но не суть. Название Арау происходит от синдаринского «Araw» - перевод имени Оромэ. В середине Третьей Эпохи один из наместников Гондора, а точнее, Ворондил Охотник, который любил охотиться на берегах моря Рун, делает себе охотничий рог из рога одной такой коровки Арау. И этот рог передаётся по наследству среди наместников Гондора. Скорее всего именно этот рог мы видим у Боромира. Тоже, как по мне, интересный факт.
Спасибо большое, что дочитали статью до конца. Возможно, вам будет интересно узнать ещё и про других Валар.