Рейнгольд Морицевич Глиэр
Родившийся 11 января 1875 года в Киеве Рейнгольд Морицевич Глиэр – русский и советский композитор, дирижёр, педагог, один из символов сталинского СССР – никакой, строго говоря, не песенник.
Но так как умел он и все – когда Родина просила, а именно в дни суровые войн и противостояний, он сочинял и массовые песни.
Да какие: «Раз, два, любо-хорошо мы ходили на войну!»
Можете вообразить себе сегодня подобные песни, сочинённые сановитыми классическими мастерами?
А тогда – пожалуйста! Песня с рефреном: «Будем бить, чтоб эта мразь / Никогда не поднялась!» – Глиэр.
Но мы забежали вперёд.
Будущий лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950), кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1950, 1955), при этом трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России – премией имени М. И. Глинки, автор музыки гимна Ленинграда и боевых антифашистских песен – сын немца, эмигрировавшего в Россию и поселившегося в русском городе Киеве.
Отец был мастером по производству медных духовых инструментов.
Мать – малороссиянка: Жозефина Викентьевна Корчак.
В 1894 году Рейнгольд окончил Киевское музыкальное училище и поступил в Московскую консерваторию (класс скрипки), которую окончил в 1900 году. С того же года преподавал, сочинял, в 1913-м Правительствующим сенатом ему было присвоено звание личного почётного гражданина.
С 1913 года (по 1920-й) – профессор Киевской консерватории.
С 1920-го (по 1941-й) – профессор Московской консерватории по классу композиции. Среди его великих учеников – мой земляк, автор «Смуглянки» и «Эх, дороги…» – Анатолий Григорьевич Новиков.
Но вообще: «Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым», – писал Сергей Прокофьев.
С 1939-го (по 1948-й) – председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.
Основные произведения: опера «Земля и небо» по Дж. Байрону (1900), опера «Рашель» (либретто, между прочим, Михаила Булгакова) по новелле Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи» (1942-1943), балет «Хризис» (1912), опера «Шахсенем» (1927), балет «Красный мак» (1927), балет «Медный всадник» (1945–1948), балет «Тарас Бульба» (1951-1952), симфонические произведения: Первая симфония (1899), Вторая симфония (1907), Третья симфония «Илья Муромец» (1909–1911), «Запорожцы» (1921), Увертюра на славянские темы (1941), Концерт для арфы с оркестром (1938), Концерт для колоратурного сопрано с оркестром (1943), Концерт для виолончели с оркестром (1945-1946), Концерт для валторны с оркестром (1951), Концерт для скрипки с оркестром (1956), около 20 хоров, примерно 150 романсов, музыка к спектаклям драматического театра, киномузыка.
Огромный был человек.
Малороссийская тема была ему не чужда. Но вообще Глиэр был за дружбу народов, за сохранение национальных традиций и колорита, за поиск путей их слияния, и это не было чем-то умозрительным – он жил и работал в Киеве, Москве, Баку, Ташкенте, погружаясь в местный фольклор.
Отсюда его Увертюра «Ферганский праздник» (1940), Увертюра «Дружба народов» (1941), Увертюра на славянские темы (1941), Симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов (1943) и так далее и тому подобное.
Короче говоря: настоящий русский советский композитор невероятных масштабов, из большого русского композитора обратившийся в большого советского композитора, не поступившись, по сути, ничем: как Блок и Брюсов в поэзии, Сергеев-Ценский и Вересаев в прозе, Игорь Грабарь и Пётр Кончаловский в живописи. То и было сохранением великой преемственности.
По ссылке лучшие его песни и вокальные композиции. Для всей родни.
zaharprilepin.ru/ru/mp3/sovetskaja-pesennaja-klassika-stalinskij-period/rejngold-glijer.html