Как железнодорожник с многолетним стажем, я не могу без сожаления смотреть на происходящую на Российских железных дорогах кадровую ситуацию. Квалифицированные и опытные работники уходят с РЖД на заводы, в торговлю, в бизнес, да куда угодно, только бы улучшить свои условия труда, пусть и с некоторой потерей финансового достатка.
О причинах, которые толкают работников на увольнение из РЖД я писал ранее. Если говорить кратко, то основная причина - это неблагоприятные условия труда, которые складываются по совокупности факторов: ненормированный рабочий день, отсутствие подменного штата, чрезмерно агрессивная политика РЖД по оптимизации штата, большое количество проверок ревизорского аппарата и т.д. Напрашивается вопрос, а как должно поступить руководство Российских железных дорог, а возможно и правительство РФ для стабилизации положения с кадрами? Однозначно, для начала нужно открыть глаза и увидеть всю тяжесть сложившегося положения, смоделировав дальнейшее развитие событий на ближайшие десятилетия. А после начать действовать, уделив этому вопросу самое пристальное внимание.
Я бы предложил следующую программу действий:
1. Расширить действующие штатные расписания предприятий хотя бы на 10%, предусмотрев подменный штат на случаи болезни, отпуска, командировки основного штата, а так же для устранения неисправностей в выходные и нерабочее время. Пересмотреть нормативы при формировании штата с учетом всех видов отвлечений, в том числе на перемещения к месту выполнения работ, пропуск поездов и т.д.
Это наверное основное по значимости мероприятие, которое позволит работникам предприятий вздохнуть с облегчением. Заметьте, этот пункт стоит выше, даже чем уровень заработной платы, так как в основном работники жалуются именно на нехватку рабочего времени и " свободных рук", множественные переработки, которые зачастую не учитываются и не оплачиваются должным образом.
2. Ограничить количество проверок ревизорского аппарата, регламентировать максимальное количество проверок в месяц до адекватного уровня.
3. Внедрить чёткую систему оплаты переработок, выделив на это дополнительный лимит финансирования - не менее 20% от объема финансирования фонда оплаты труда. Работник должен понимать, что за каждый час, который он переработал по требованию работодателя будут оплачены в двойном размере, при этом финансирование "фонда переплат" должно быть без конкретного ужатого лимита, как это практикуется сейчас. Нужно исключить ситуации, когда работник переработал 30 часов за месяц, а ему заплатили за 10, потому, что лимит финансирования не позволил заплатить больше.
4. Повысить уровень заработной платы работников, связанных с безопасностью движения поездов (локомотивные бригады, составители, электромеханики, бригадиры пути и т.д.) не менее чем на 20% во всех подразделениях.
Согласен, что реализация финансовой части предложенных мероприятий приведут к увеличению расходов РЖД на фонд оплаты труда на 40-50%, но ведь на кону судьба отрасли...
Мне кажется, что реформа в РЖД однозначно напрашивается и вариантов её реализации может быть множество, но на мой взгляд следует построить концепцию реформирования именно по результатам опросов работников о том, что их не устраивает на их рабочем месте. Мне это видится так, возможно у вас есть другие идеи на этот счёт. Буду благодарен за комментарии и идеи по данному вопросу.
Спасибо за внимание!