Найти тему
Primavera

Украшения в египетском стиле

Итак, лучше всего начать эту историю с Наполеона Бонапарта, точнее, с Египетской компании, предпринятой в 1798-1801 годах по его инициативе и под его непосредственным руководством. Главной целью Египетской экспедиции была попытка завоевания Египта, чтобы ограничить влияние Англии, главного соперника Франции, в этом регионе. Компания сложилась неудачно для французской армии, но имела важные последствия для науки. Во время экспедиции работала Комиссия наук и искусств, которая собрала и вывезла в Европу огромное количество памятников истории. 22 августа 1798 года Наполеон подписал постановление об учреждении Института Египта в составе 36 человек. Одним из результатов работы Института стало монументальное «Описание Египта», создавшее предпосылки для современной египтологии. Розеттский камень, обнаруженный в ходе экспедиции, открыл возможность для расшифровки древнеегипетской письменности. Загадочная и великолепная история древней цивилизации Египта вызвала интерес не только в научных кругах. Общество было захвачено модой на все египетское, начиная с архитектуры и заканчивая ювелирными украшениями.

Первые украшения в египетском стиле, относящиеся к 1820-м годам, вдохновлены древнеегипетской символикой, запечатленной на стенах египетских храмов: жуки-скарабеи, сфинксы, фараоны и иероглифы. Изображения фараона часто вырезали на полудрагоценных камнях в виде камеи или рельефа, как правило в особенном головном уборе из полосатой ткани, называемом немесом.

Золотое ожерелье «Фараон» с резным цитрином, около 1820 г.

-2

Золотая крылатая брошь с резным изображением фараона из лунного камня в окружении змей, около 1860 г.

-3

Набор украшений из золота с микромозаикой: брошь и серьги с изображением фараона, около 1880 г.

-4

Золотая брошь-кулон «Фиванский скарабей», украшенная гильошированной эмалью и гранатом, Роберт Филлипс, Лондон, около 1865 г.

-5

Часы из золота, украшенные эмалью с египетским мотивом, Дэвид Дж. Маньен, Женева, около 1880 г.

-6

Серебряное позолоченное ожерелье в виде переплетенных змей, украшенное эмалью и гранатами, Франция, около 1880 г.

-7

Золотые серьги, украшенные бриллиантами, рубинами и эмалью, лица фараона вырезаны из двух натуральных фиолетовых аметистов, Carl Bacher, Австрия, около 1870 года.

-8

Золотая брошь с резным изображением фараона из красной яшмы, Maison Birks, Канада, около 1890 г.

Из всех предметов, обнаруженных археологами и искателями кладов в гробницах и захоронениях Египта, древние украшения были, пожалуй, самыми притягательными для публики объектами, интригующими своей экстравагантностью и невиданной ранее символикой. Многие ювелирные мастерские, как, например фирма Карла Бахера (Вена) специализировались на разработке драгоценностей в египетском стиле. К концу XIX века, когда мода на украшения в археологическом стиле практически сошла на нет, египетский стиль в ювелирном деле получил новое продолжение уже в эстетике ар-нуво.

-9

Серебряная подвеска с витражной эмалью в стиле модерн с резным изображением фараона из яшмы, около 1900 г.

-10

Золотая брошь в виде скарабея из сердолика, украшенная бриллиантами и эмалью, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.

-11

Золотое ожерелье с янтарем и скарабеями из резного опала, около 1900 г.

-12

Опалы-скарабеи имеют невероятную палитру переливающихся цветов оттенков желтого, зеленого, синего, фиолетового и розового, прекрасно дополняя насыщенный цвет янтаря.

-13

Ожерелье в стиле модерн из серебра с витражной эмалью, Levinger und Bissinger, Германия, около 1905 г.

-14

Ожерелье в египетском стиле со скарабеем из чеканного золота с эмалевыми крылышками и бусинами из лазурита, нефрита и коралла, Marcus & Co., около 1905 г.

-15

Брошь-подвеска из позолоченного серебра в виде скарабея из амазонита в окружении стилизованных павлинов, украшенная витражной эмалью, около 1920 г.

-16

Крылатая брошь из серебра с резным изображением опалового скарабея, украшенная витражной эмалью, Австрия, около 1915 г.

Открытие Говардом Картером гробницы Тутанхамона в 1922 году было встречено публикой с невероятным энтузиазмом и стало толчком для новой волны египтомании. Украшения в египетском стиле эпохи ар-деко стали одними из самых роскошных и великолепных примеров подражания драгоценностям царей Древнего Египта.

-17

Редкая брошь в стиле ар-деко с резным изображением фараона из лазурита, украшенная бриллиантами, рубином, жемчугом и эмалью, около 1920-1930 гг.

-18

Серебряная брошь в стиле ар-деко с резным изображением фараона из бирюзы в окружении сфинксов, украшенная эмалью, около 1920 г.

-19

Клипсы в египетском стиле, украшенные бриллиантами, изумрудами, рубинами и ониксами, Lacloche Frères, Париж, 1925 г.

-20

Фигурная подвеска из серебра с эмалью и малахитом, около 1920 г.

-21

Брошь в стиле ар-деко с изображением Иеракосфинкса (воплощение бога Гора с телом льва и головой сокола), золото, эмаль, начало ХХ века.

-22

Самое известное изображение Иеракосфинкса находится в храме Гора в Эдфу. Название было придумано Геродотом (484–425 до н. э.), греческим историком, во время его путешествия в Египет.

-23

Колье с подвеской в стиле ар-деко с изображением анха, золото, бриллианты, эмаль, Франция, около 1930 г.

Анх — один из самых почитаемых символов древних египтян, символ вечной жизни.

-24

Хатхор вручает анх царице Нефертари Меренмут, роспись из её гробницы.

Вот уже два века очарование образов и символики Древнего Египта вдохновляет ювелиров разных стран на создание украшений в египетском стиле. Интерес к таким украшениям менялся со временем, угасал и возрождался вновь. Создаются такие украшения и в наше время. В конце концов, каждая женщина иногда хочет почувствовать себя царицей Египта.

-25

Ожерелье в египетском стиле со скарабеем, позолота, эмаль, сердолик, Adrian Mann, Лондон, около 1970 г.

-26

Золотая брошь в виде маски фараона, коралл, бирюза, бриллианты, сапфиры, Trio, около 1980 г.

-27

Кулон «Скарабей» из лазурита в оправе из золота, около 2000 г.

-28

Колье Christian Dior в египетском стиле со скарабеями из искусственной бирюзы, 2004 г.

-29

Золотая подвеска-анх с изумрудом, 2022 г.