Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.
Планы к грядущей навигации
Как известно, человек предполагает, а Бог располагает, но почему бы мне не посмешить Его своими планами? Этим летом очень хочется испытать лодку на воде и совершить небольшое путешествие. Но на дворе уже январь, времени остаётся совсем немного, а работы непочатый край.
Предстоит сделать:
- рангоут (мачта и гик);
- паруса (стаксель и грот);
- руль, шверт, румпель и его удлинитель;
- дельные вещи;
- стоячий и бегущий такелаж;
- тент;
- оклеить лодку стеклотканью снаружи;
- окрасить лодку снаружи и внутри.
Предстоит приобрести:
- якорь, швартовы;
- вёсла, уключины;
- спасательные жилеты, черпак, конец Александрова, свисток, фонарь белого света;
- солнечные батареи, контроллер, аккумулятор;
- подвесной мотор (электрический или бензо).
Если по этому списку отработать по-серьезному, закладывая специальные (модные и современные) материалы и детали, то цена лодки гарантированно улетит в космос. Так что мне придется искать компромиссы, делать многое своими руками и экономить. Кто-то скажет: глупости это всё, иди, возьми кредит и купи! Нет и нет! Занимаясь хобби, выполняя работу своими руками, я напрямую обмениваю свободное время на удовольствие. В этом и смысл, а не как в дурацкой рекламе: "купи-купи-купи!"
Парусный текстиль
Для круизных яхт и лодок выходного дня самой популярной в мире парусной тканью остаётся дакрон (Dacron®). Считается, что он дешёвый и доступный. В России в настоящее время можно найти дакрон неизвестного происхождения и качества по цене от 1100 руб за квадратный метр.
Фирменный канадский дакрон 3.8 oz Dacron Sailcloth 36'' White - JT'S Outdoor Fabrics может быть приобретен по цене $17.50 за погонный ярд (производитель позиционирует его как оптимальный вариант для небольшого швертбота или яхты). Переводя в метрическую систему: 3.8 oz = 108 г, квадратный ярд = 0.84 кв.м; итого имеем плотность 129 г/кв.м и цену 1875 руб/кв.м. За 15 кв.м мне потребовалось бы отдать 28125 руб без доставки.
Чем же дакрон такой особенный?
Выделю ключевые моменты:
- Dacron® - марка полиэфирного волокна (ПЭТ - полиэтилентерефталат), зарегистрированная в 1950-х годах американской компанией DuPont. Его аналогами являются полиэстер, терилен и советский лавсан.
- В процессе производства материал подвергают температурной обработке, он становится более гладким, тонким и плоским. Это исключает излишнюю подвижность нитей, снижает сопротивление при обтекании воздушным потоком. Такой процесс называется каландрирование.
Каландрирование текстиля - пропуск ткани через несколько пар валков с нагреванием до температуры размягчения нити. Каландрирование применяется, в том числе, для нанесения на текстиль покрытий и плёнок.
- Бюджетный дакрон для парусов прогулочных яхт изготавливается с применением значительного количества смол с целью соединения волокон между собой. Такие паруса теряют форму уже через пару лет.
- Паруса для протяженных и длительных походов шьют из плотного дакрона, который почти не вытягивается. Он содержит незначительное количество смолы. Ткётся из качественных волокон на специализированных бесчелночных станках, которые обеспечивают максимальную плотность укладки нитей.
Чем заменить?
В моём случае нет смысла тратиться на дакрон или его аналоги, тому есть достаточно причин: это мой первый самодельный парус; многие технические параметры неизвестны, например, изгиб мачты; я не прощу себе испорченную качественную ткань и буду рвать волосы, пока не облысею; для приобретения знаний и опыта мне подойдёт недорогой заменитель. И самое главное: цель этого проекта - построить дешёвую парусную лодку, доступную почти каждому.
Я нашёл в продаже два варианта полиэфирной (как и дакрон) ткани:
- Фильтровальный лавсан, доступен с разной плотностью, но желательно использовать плотностью от 145 г/кв.м. Для улучшения его непродуваемости потребуется пропитка. Некоторым везунчикам удаётся найти даже каландрированный лавсан.
- Ткань Oxford из полиэстера с покрытием из PU (полиуретана) или PVC (поливинилхлорида). Ткань с PU более мягкая и эластичная, с PVC - жёсткая. Ткань непродуваемая и не требует пропитки до тех пор, пока покрытие не отслоится (с PVC это происходит быстрее чем с PU).
Окончательно я сделал выбор в пользу Oxford 600D PU1000. Это ткань плотностью 220 г/кв.м, из полиэстера, покрытая полиуретаном. Разрывная нагрузка: 160 кгс по основе, 120 кгс по утку. Что такое разрывная нагрузка вы можете прочитать здесь. У меня есть надежда, что слой PU наносился на текстиль методом каландрирования и это снизило подвижность нитей (обязательно это проверю).
Чем такая ткань отличается от дакрона?
- Нить, возможно, худшего качества
- Тип плетения «рогожка» или «панамское», а у дакрона специальные типы плетения, снижающие удлинение ткани под нагрузкой
- Отсутствие пропитки смолами (это в какой-то степени заменит слой PU)
- Предположительно, большая величина удлинения по утку, основе и диагонали (что может быть компенсировано выбором ткани большей плотности, но следует учитывать, что тяжелый парус плохо держит форму на слабом ветре)
- Низкая стойкость PU покрытия к ультрафиолету (некоторые умельцы сшивают два полотнища, укладывая слой PU вовнутрь)
- Низкая стоимость: за 15 кв.м я заплатил 2068 руб. Это в 13.6 раза дешевле, чем за канадский дакрон (без учета доставки).
В моём регионе - Калужской области, преобладают слабые ветра, УФ-индекс сравнительно низкий. Так что ни за растяжение ткани, ни за УФ старение я не переживаю. Конечно, живи я на побережье Черного моря, такая замена была бы сомнительной...
Я далеко не первый, кто использует Oxford при пошиве парусов. Для парусного мастера это, конечно, неподходящий выбор, так как свойства ткани строго не нормируются и отличаются от партии к партии. Это не позволит мастеру выполнить изделие с предсказуемыми характеристиками и просто передать его заказчику, так как потребуется настройка, подшивка. Да что уж там, хороший результат вообще может быть не достигнут. А для хобби - самое то :)
Нить для пошива парусов
Нитки я подсмотрел у одной мастерицы на ютубе, она рекомендует торговые марки: PolyArt, Synton, Titan.
Я выбрал PolyArt, номер 40, длиной 3000 м, цвет: коричневый (1077). Это нить из полиэстера, обладает повышенной прочностью, производится в Турции.
При пошиве парусов обычно используется нить, отличающаяся по цвету от ткани паруса. Шов в этом случае получается контрастным, обрыв нитки или её износ будет несложно обнаружить и устранить. Для белой парусины традиционно используется коричневая нить, а для цветной — белая. Если на лодке дюралевый рангоут, то можно выбрать серую нить. Но это уже заморочки для дизайнеров. Самые ходовые номера нитей для средних и легких парусов: 30 и 40.
Иглы
Иглы подбираются под нить и ткань. По отзывам профессиональных швей, для ткани Oxford 600D хорошо подходят иглы микротекс. Это особо острые иглы для плотных тканей, даже бытовая машинка с такой иглой должна одолеть не менее четырех слоёв этой ткани.
Для нити №40 подойдут иглы №90 или №100. Некоторое время я колебался в выборе: взять иглы толще или тоньше (у каждой есть свои плюсы и минусы), но в итоге выбрал №100 (потолще).
Трансфер
Это такой двусторонний скотч для соединения тканей без булавок перед прострочкой. Он может быть предназначен для работы по-холодному или требовать подогрева утюгом. Также может различаться количество клея: если клея много, он может загрязнять иглу и нить, тогда шитье превратится в мучение, а если мало - соединение развалится в самый ответственный момент. В общем, нужно искать золотую середину и по отзывам потребителей это оказалось сделать почти невозможно. Я потратил уйму времени на этот вопрос, но выбор сделал "на удачу". Главное, мне нужно, чтобы этот скотч работал без подогрева утюгом, так как оксфорд с утюгами не дружит.
Заказ
Заказал товары на одной всем известной площадке. Вот, что получилось:
- Ткань Оксфорд 600D PU1000, 220 г/м2, 10 метров х 150см, белый 2072 руб
- Нитки PolyArt 40 3000 м, Цвет: коричневый, (1077) 871 руб
- Иглы для швейных машин Schmetz микротекс №100, 5шт 324 руб
- Трансфер 12мм (40м) лента клеевая для ткани и кожи 252 руб
- Итого: 3519 руб
Всего за проект
Тут посчитаны затраты рабочего времени и денег на мою лодку. Сёрфинг в сети Интернет и время на ведение канала не учитывается.
- Время: 445 часов
- Деньги: 55026 руб
Спасибо за внимание! Друзья, если имеете опыт по теме - делитесь пожалуйста!
Следующая статья, в ней я расскажу об измерении удлинения ткани Oxford под нагрузкой, результат оказался очень достойным.