Рассмотрим данный аспект в ракурсе детско-родительских консультаций, запросов родителей и их суждений по итогу:
1. Помогите мне с дочерью-подростком, я не справляюсь - сделайте с ней что-то, чтобы она начала меня слушаться, сил моих больше нет так жить...
Увы, но так не работает.
В подобном запросе уже есть потаённый смысл - позиция родителя в качестве либо "сверху", а значит, через подавление, назидание, давление, либо "снизу" в виде состояния маленького ребёнка, который сам не в состоянии что-либо уже предпринять или не хочет вкладываться в изменения своих способов взаимодействия с ребёнком.
Психолог в этом случае бессилен, так как поработав с подростком, тот в свою очередь попадёт в аналогичные (не скорректированные условия) и стили влияния его мамы.
Что делать? Родителю надо начать себя в работе с психологом.
2. Вся моя жизнь изменилась с того момента, как появился сын. Он для меня всё - день и ночь, радость и боль, смысл и надежда, страхи и опасения. Люблю его больше жизни. Только не могу понять - если я ему так много дала, то почему он никогда ничего не ценит, наоборот всё тянет с меня, может оскорбить словами и поступками?
Увы, но причина в модели ценностей, построенной когда-то мамой ещё до рождения ребёнка.
Именно она сейчас даёт плоды. При этом на сессии было выявлено, что у мамы детский сценарий "Без радости", который запечатлён в желании всем всегда делать добро, на себя не обращая внимания. Однако женщина ничего не хочет менять, хотя понимает - дальше будет только хуже.
В подобном запросе психолог не имеет право "причинять добро" своими руками, выходя в роль спасателя, так как взрослый человек (мама) сделал выбор - "Хочу понять, но не готова ничего менять".
Психолог в этом случае опять же бессилен, так как он работает под запрос и может в этом случае информировать об эффектах и последствиях, но заходить в зону изменений клиента без его желания - нет.
Что делать? Родителю прийти к осознанию и осмыслению, начав терапию именно в таком состоянии.
3. Запишите моего ребёнка на консультацию. Помогите ему, ведь меня он не слушает, я так боюсь за его будущую работу и девушка мне его очень не нравится...(после уточнения запроса выявилось, что ребёнок - это сын, который учится на последнем курсе университета).
Увы, но так совсем не работает.
В подобном запросе проявились две ярких проблемы мамы - авторитарность и нежелание сепарироваться от сына, напротив всегда и во всём его контролировать, тревожность. Отрадно то, что МЧ это понимает и идёт своим путём в формировании своей самостоятельности и проявлении индивидуальности, но делает это дерзко и резко, зеркаля выбранный стиль взаимодействия от мамы.
Психолог в этом случае бессилен, так как мама не хочет слышать иных позиций, отличных от её мнения.
Что делать? Сыну начать себя, чтобы понять, как действовать в подобных ситуациях более экологичным образом.
Случаев в терапии бывает множество. Оставим их для дальнейшего анализа.
Катерина Агафонова
Автор: Агафонова Екатерина Анатольевна
Психолог, Преподаватель
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru