Библейский персонаж Давид был очень популярным персонажем в искусстве эпохи Возрождения, наиболее известным, пожалуй, благодаря интерпретации Микеланджело. Однако до него флорентийский скульптор Донателло (ок. 1386–1466) создал впечатляющее произведение, выделяющееся среди других. Скульптура изображает юного пастуха после убившего своего противника Голиафа, и наступающего на его голову.
Давид был невероятно новаторским произведением, когда он был создан, поскольку это была первая известная отдельно стоящая обнаженная скульптура созданная со времен античности, и первая скульптура из бронзы без опоры, отлитая в эпоху Возрождения.
Хотя сейчас скульптура Донателло находится в тени Давида Микеланджело, она остается самым известным произведением художника, которое выделяется своим уникальным изображением библейского героя.
КТО ТАКОЙ ДОНАТЕЛЛО?
Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился во Флорентийской республике примерно в 1386 году. Он получил раннее художественное образование в ювелирной мастерской и получил первоначальное признание в 1401 году за участие в знаменитом конкурсе дизайнеров дверей Флорентийского баптистерия. Талант Донателло привлек внимание победителя конкурса Лоренцо Гиберти (1381-1455), который предложил ему обучение в своей престижной студии.
По словам Джорджо Вазари, Донателло отправился в Рим со своим коллегой Брунеллески (1377–1446). Там два художника изучали классическую скульптуру Древнего Рима и Греции, и это сыграло важную роль в подходе Донателло к искусству. Продолжая работать, он стал одной из ведущих фигур раннего Возрождения, стремившихся вернуться к классической эстетике, которая включала акцент на анатомический реализм, трехмерность и перспективу.
Примерно в 1430 году, когда Донателло был на пике своей славы, он нашел покровителя в лице Козимо Медичи (1389–1464), главы самой влиятельной семьи Флоренции. Именно при нем скульптор создал свой главный шедевр.
ИСТОРИЯ ДАВИДА И ГОЛИАФА
История Давида и Голиафа описана в "Книгах Самуила" и является привычным сюжетом, встречающимся в католическом искусстве, особенно в движениях эпохи Возрождения и барокко. В нем описана история Давида, молодого пастуха, который принимает вызов сразиться в единоборстве с лучшим воином филистимлян, Голиафом. Хотя Давид не является обученным бойцом, ему удается подчинить Голиафа с помощью пращи и камня, он отрубает Голиафу голову его же мечом. В библейском контексте противостояние Давида и Голиафа олицетворяет победу добра над злом.
Давид, молодой мальчик-пастушок, одержавший победу благодаря дарованной Богом силе и мужеству, стал популярным персонажем в искусстве эпохи Возрождения. Такие художники, как Донателло, Микеланджело и Бернини, изображали Давида как эталон юношеской и мужской красоты, отражающей свое время.
СКУЛЬПТУРА ДАВИДА ДОНАТЕЛЛО
МРАМОР
За несколько лет до того, как Донателло обратился к бронзе, он воспроизвел тот же сюжет в мраморе. Эта скульптура была заказана в 1408 году и предназначалась для размещения на вершине одного из контрфорсов Флорентийского собора. В конечном итоге Давид нашел свой дом в Палаццо делла Синьория.
Мраморный "Давид" Донателло считается его первой крупной работой и отражает переход художника от готического стиля, который все еще широко присутствовал в Италии, к более классическому. Хотя Давид демонстрирует стремление к реализму в своей позиции контрапоста, ему также не хватает эмоционального повествования в его выражении, и он больше похож на загадочные и изящные скульптуры готического искусства.
БРОНЗА
Примерно в 1440-х годах, спустя десятилетия после того, как Донателло создал мраморного Давида, Козимо Медичи поручил ему изобразить героя в бронзе. Скульптура демонстрирует влияние классического искусства, поскольку это первая отдельно стоящая скульптура обнаженного мужчины, созданная со времен античности, а также гениальное мастерство Донателло в отливке первой стоящей без опоры работы из бронзы в эпоху Возрождения.
Юноша обнажен, на нем только шляпа, украшенная лавром, и ботильоны. В левой руке Давида — камень, которым он сбил Голиафа, а в правой — меч, которым Давид отрубил голову противнику.
Скульптура является символом молодости и красоты. Его черты лица, например, нежные и утонченные, обрамлены локонами волос до плеч. Давид томно улыбается, выглядя совершенно непринужденно. Этот акцент на его возрасте и внешности символически подразумевает его доброту и показывает, что он победил не благодаря физической силе, а благодаря Богу.
НАСЛЕДИЕ
Классический подход Донателло к скульптуре сильно повлиял на направление искусства эпохи Возрождения во время кватроченто. Он, наряду с такими современниками, как Брунеллески и Гиберти, отвернулся от увядающего готического стиля в пользу более реалистичного, гуманистического подхода к искусству.
Акцент художника на анатомический реализм и перспективу, а также его новации в области скульптуры оказали длительное влияние на художников эпохи Возрождения, появившихся спустя десятилетия после его смерти. В "Жизнеописаниях художников" Вазари сказал о Донателло: «"Можно сказать, что он был первым, кто иллюстрировал искусство скульптуры среди современников".
Спустя более чем пятьдесят лет после завершения бронзового Давида Микеланджело (1475-1564) создал свою собственную версию Давида в мраморе. Хотя он и больше по размеру, его внимание к анатомическому реализму и намек на древнегреческую и римскую скульптуру можно проследить до бронзового Давида Донателло.