Первое, что я услышал от этой группы, был альбом Eliminator, скосивший под корень мировые представления о блюзе и при этом сохранивший важные стандарты рок-музыки. Три техасских перца - Билли Гиббонс и Дасти Хилл с бородами и Фрэнк Бирд с усами - влюбили в себя одну половину человечества и заставили беситься от злобы другую, привыкшую к классическому звучанию трио. После этого знакомства я начал изучать их творчество и навсегда проникся глубокой симпатией к этим музыкантам. Сегодня послушаем десяток песен.
ZZ Top в своём арсенале имеют немало классных медленных композиций, которые не всегда назовёшь балладами. Южный рок, или южный буги, к которому, кроме прочего, причисляют техасцев, замешан на продолжительных гитарных пассажах, что мы часто слышим у Билли Гиббонса. Вот, например, что играли бородачи в своём первом альбоме.
1. 1971 - First Album. Old Man.
Билли Гиббонс однажды сказал: «Блюзовая ли группа ZZ Top? Ну, мы скорее интерпретаторы блюза. Блюз — это то, что вдохновляло нас, и этому частично положили начало парни из Англии. Я думаю, будет честным сказать, что мы подсознательно ощущали влияние The Animals, The Rolling Stones, The Beatles, The Who, The Kinks, Клэптона, Бека…может быть ещё кого...». А Дасти Хилл полагал, что: «мы рок-группа с большим влиянием блюза».
Через несколько лет выходит пятый студийник Tejas. Для этого группа сняла складское помещение и принялась готовить материал с идеей «рассказать людям о Техасе». В течение трёх месяцев они «производили какой-то шум, в основном собранный из набросков, которые появились в ходе гастролей». Результатом работы стали четыре почти готовые композиции, и группа отправилась на привычную Ardent Studio в Мемфисе, для продолжения работы. Tejas — наиболее отличающийся от предыдущих альбомов группы, и наиболее разнообразный по стилистике материала. Первым синглом с него вышла именно эта песня.
2. 1976 (1977) - Tejas. It's Only Love.
Degüello — шестой студийный альбом ZZ Top. Поступил в продажу в ноябре 1979 года. Он стал первым альбомом группы, достигшим платинового статуса. Представленная далее песня "Я крутой, я звезда национального масштаба" посвящена техасскому блюзмену Джою Лонгу, который одолжил для записи маленький «мандолиноподобный» инструмент. Его, а также клавикорд можно услышать в оригинальной записи.
3. 1979 - Degüello. I’m Bad, I’m Nationwide.
Ещё через пару лет свет увидел следующий альбом - El Loco (исп. сумасшедший, помешанный). Он стал первым альбомом группы, записанным с использованием синтезаторов, и первым альбомом, партии инструментов на котором записывались отдельно друг от друга и затем микшировались, тогда как предыдущие альбомы записывались просто во время исполнения той или иной песни группой. Билли Гиббонс назвал этот альбом «интересной переломной точкой». По словам Дасти Хилла, «Мы и вправду затянули с этим альбомом… мы пробовали много разных стилей, на репетициях и проверке звука». Один из обозревателей сказал, что «этот альбом вообще звучит не так, как предыдущие. Нужно отдать должное мистеру Гиббонсу — он не хочет навсегда погрязнуть в рутине. Он находит себе новый гитарный звук, кропает чего-то на синтезаторе… не забывая, разумеется, о техасских корнях, но с готовностью переключается на неизведанное».
Важно отметить, что с самого начала ZZ Top и вплоть до 2006 года продюсером трио был один и тот же Билл Хэм, которого нередко рассматривали как четвёртого члена группы. А начиная с этого альбома звукооператор Линден Хадсон стал отвечать за оборудование во время работы и со временем начал оказывать немалое влияние на музыку группы, хотя спустя годы рокеры погрязли в судебных тяжбах с ним.
Баллада Leila стала первым синглом с пластинки. Многие считают её худшим творением техасцев. Критики замечали: «Билли мне нравится гораздо больше, когда он поёт о борделе (La Grange) или о крутом парне (Sharp Dressed Man), а о любви к девушке пусть лучше поют Aerosmith или Scorpions, подлинные мастера этого». Тем не менее, «невообразимо халтурная Leila», «сопливый леденец для ушей», получил признание у слушателей, добравшись до 77 позиции в Billboard Hot 100.
4. 1981 - El Loco. Leila.
Ну а потом вышел как раз наиболее успешный с одной стороны и наиболее противоречивый - с другой, Eliminator. Один из самых успешных альбомов группы за всю её историю, достигший «бриллиантового» статуса в США (на 7 августа 1996 года продано 10 000 000 копий), вошедший в десятку The Billboard 200 и продержавшийся там 135 недель. Альбом получил своё название от известного хот-рода Ford-купе 1933 года выпуска. Этот автомобиль, принадлежащий Билли Гиббонсу, в течение нескольких лет кастомизировался, и в 1983 году был окончательно доработан, получив собственное имя Eliminator. В дальнейшем этот автомобиль стал одной из узнаваемых марок группы, неоднократно использовался в клипах, телепрограммах; его изображение, прочно ассоциируемое с ZZ Top, тиражировалось на футболках, буклетах и т. п.
I Need You Tonight, как писали различные издания, это «баллада без единой капли эмоций, но всё равно звучащая по-настоящему круто»; «Она даёт возможность выкрутить громкость до конца, и заслушать постоянный ритм (вы должны полюбить нескончаемые 4/4 от начала и до конца, в конце концов, нельзя же всю жизнь слушать 27/24, не так ли?), затейливые сочные вылизанные соло, который звучат эхом в вашей гостиной». Басовая партия в этом треке сыграна на настоящей бас-гитаре.
5. 1983 - Eliminator. I Need You Tonight.
Через пару лет вышел следующий, девятый альбом техасцев - Afterburner, ещё дальше уведший группу от классического блюза. Он стал наиболее успешным альбомом ZZ Top, достигшим платинового статуса в Великобритании, мультиплатинового в США, добравшись до 4 места в Billboard 200. Сингл с альбома Sleeping Bag добрался до 8 места в Billboard Hot 100 и возглавил чарт Hot Mainstream Rock Tracks.
Перед приглашённым для оформления конверта художником Барри Джексоном была поставлена задача: вне зависимости от названия альбома, на его обложке должен красоваться красный хот-род Ford, который был на предыдущем альбоме Eliminator. Название альбома Afterburner предложил Фрэнк Бирд, и это название означает самую горячую часть пламени, которое вырывается из стартующей ракеты.
Единственной балладой среди десяти композиций альбома стала Rough Boy, пожалуй, самая известная медленная песня группы. Гитарные соло Билли Гиббонса были полностью импровизированы гитаристом при её записи. Вот что по поводу песни сказал один из критиков: «Хоть Rough Boy сама по себе - всё те же драм-машины и синтезаторы 1980-х, Билли Гиббонс выдаёт одно из своих фирменных, полных души соло, которое спасает песню от судьбы ещё одного безликого куска глянцевой продукции MTV-эры. Кроме того, оно длинное — основное соло звучит и звучит, как бы вознаграждая слушателя: «Да, мы знаем, что всё это - лишённое жизни электронное дерьмо. Это компенсация за то, что мы зашли так далеко»».
6. 1985 - Afterburner. Rough Boy.
Десятый студийник бородачей увидел свет лишь в 1990 году, после длинного турне в поддержку Afterburner, двухгодичного отпуска и выпуска сборника альбомов Six Pack. Группа вернулась в студию лишь в 1989 году с понятным намерением выдать на-гора третью часть Eliminator и Afterburner. Но когда ZZ Top собрались в Мемфисе для записи альбома, в процесс подготовки вмешался случай: оборудование для записи опоздало на два дня. Участники группы убивали время, играя блюз и приняли участие в нескольких джем-сейшнах. Гиббонс рассказал о том, что произошло: «Мы начали играть блюз...Двумя днями позже мы забраковали всё, что мы к тому времени сделали и начали писать новый материал в более традиционном блюзовом стиле. Всего за 48 часов мы резко поменяли направление просто потому, что играть блюз было так естественно для нас».
Использование синтезаторов стало более сдержанным, они всего лишь слышны в фоне и хорошо использованы, делая песни несколько "гламурней", но не доминируя в них. Обозреватель журнала Rolling Stone сказал, что «Recycler - это чудо техники, но это не синтезаторная запись, как были два недавних предшественника. На самом деле, альбом создан вокруг экстраординарного разнообразия гитарных текстур, которые у Гиббонса буквально на его кончиках пальцев».
Несмотря на то что песня Tell It не вошла в пятёрку выпущенных синглов, для меня она является одной из лучших на пластинке, в особенности - затяжное соло, начинающееся во второй половине композиции и длящееся до самого её конца.
7. 1990 - Recycler. Tell It.
Потом, в 1994-м, вышла Antenna, название которой связано с мексиканскими приграничными радиостанциями 50-60 годов, репертуар которых сильно повлиял на группу. При подготовке нового альбома группа сознательно решила не повторять MTV-эпоху 1980-х, а вернуться к своим блюзовым корням. Однако на этой пластинке ZZ Top не смогли полностью отказаться от синтезаторов, хотя они используются намного меньше, чем на предшествующих релизах. Как сказал Билли Гиббонс, на этом альбоме «мы всё ещё экспериментировали, пытаясь превратить трио в секстет или нонет». Соотношение на альбоме «живого» и синтезаторного звука приближается к альбому 1981 года El Loco. Подход к записи иногда объясняется тем, что «„новая волна“ умерла, и наступила эра гранжа, в котором грязный гитарный звук был предпочтительней, чем весёлое мироощущение и синтезаторы».
Песня Breakaway стала 34-м синглом ZZ Top, добравшимся до 6-го места в Hot Mainstream Rock Tracks. Один из обозревателей отметил, что: «Лучшим треком на Antenna была атмосферная меланхоличная блюзовая шарманка. В ней много молчания, которое только добавляет атмосферности. Гитара просто блистательна, есть несколько интересных проходов перкуссии, а израненный голос Гиббонса демонстрирует полную души сторону блюза».
8. 1994 - Antenna. Breakway.
Mescalero — четырнадцатый студийный альбом ZZ Top, выпущенный в 2003 году, — достиг 57-й строчки в Billboard 200. Материал на альбоме, в целом оставаясь близким к блюзовым корням группы, приправлен многими нетипичными для блюза инструментами и испытал влияние иных стилей. Гиббонс называет среди них «нью-метал, крипто-зайдеко, ароматизированный буги вамп, кантри-баллады, атмосферу приграничной текс-мекс, ну и что-то, что можно описать, как техно-мариачи». Лидер группы сказал, что «Этот альбом с тем же самым звуком старой доброй ZZ Top, это те же три парня, играющие те же три аккорда, но мы задали им немножко новое направление». Отзывы об альбоме были разными, но в целом обозреватели сходились в том, что Mescalero не стал каким-то особо выдающимся альбомом в дискографии ZZ Top, но группе по большей части удалось вернуть свободное отношение к творчеству, и кроме того, разнообразить его.
По поводу песни Goin’ So Good один из обозревателей отозвался: «Пронизанная сердечной любовью. Печальная, чувственная баллада с педальной гитарой, слайд-гитарой и фортепиано, с самым больным и гротескным вокалом в истории человечества». А Билли Гиббонс сквозь свою непроницаемую бороду сказал: «Что ж, инженеры выловили меня в день, когда я простудился, и это было что-то типа: «Эй, парни, я не уверен, смогу ли я пройти через это». А они сказали: «Боже, твой голос как будто Луи Армстронг встретился с Рэем Чарльзом — иди и пой!». Это очень печальная песня. Я сам пролил слёзы, слушая её».
9. 2003 - Mescalero. Goin` So Good.
И, наконец, завершает эту десятку песня из пятнадцатого студийника ZZ Top - La Futura 2012 года. Выпущенный группой после девятилетнего перерыва, альбом поднялся в Billboard 200 до шестого места. При записи альбома основное использованное оборудование составлял древний комбик Marshall, совмещённый с последней версией акустической системы. Некоторые специалисты признали диск лучшей работой трио после грандиозного успеха 1980-х. В пресс-релизе Билли Гиббонс заявил, что «Мы думали долго и трудно о том, каким должен быть этот альбом. Мы хотели вернуть непосредственность нашего раннего творчества, но при этом не отворачиваться от современных технологий. Результат — это сплав прошлого и настоящего, и это, разумеется, La Futura».
Баллада Over You - отличная иллюстрация того, что «песня идеально подходит для любого сентиментального байкера, который хочет показать свою любовь, но при этом не прослыть слабаком».
10. 2012 - La Futura. Over You.
Буду рад комментариям и лайкам. Подписывайтесь, будет ещё много музыки. На разный вкус.
О рок-альбомах и рок-исполнителях читайте подборку Рок-музыка.