Теоретически проблема нехватки водителей для общественного транспорта в Нижнем Новгороде может быть решена – но не теми мерами, которые сейчас принимаются.
Что с того, что «Нижегородпассажиравтотранс» оштрафовали за увеличение продолжительности рабочего дня водителей до 14-19 часов? Мы же понимаем, что руководство предприятия просто не имело другого выхода, кроме как побуждать водителей перерабатывать.
Конечно, подобная практика приводит к увеличению числа аварий, это действительно опасно. Инструкции, которые это запрещают, что называется, «написаны кровью» – исходя из практики, после многочисленных катастроф, гибели людей.
Да, за рулем нельзя перерабатывать. Но как быть, если водителей не хватает, а нижегородцы криком кричат, что не могут добраться до работы вовремя? Руководители города оказываются между молотом и наковальней. Я бы только посочувствовал тем, кого оштрафовали.
Как справиться с этой проблемой?
На рынке труда сегодня вообще происходят процессы, которые можно назвать словом «разбалансировка» – в одних регионах и секторах экономики люди могут зарабатывать значительно больше, чем в других. Там, где военное производство, платят больше – и люди переезжают туда, и внутри региона, и между регионами. Перемещаются туда, где можно больше заработать.
Из сферы услуг – туда, где можно заработать больше, прокормить свои семьи. И те сектора, откуда люди уходят, оказываются в критическом положении, там не хватает рабочих рук, там некому работать. Если это бизнес, то руководители стараются повысить зарплату, чтобы удержать людей.
Однако эта возможность не бесконечна – если ты постоянно повышаешь зарплату, тебе уже не остается прибыли, нет смысла работать. Или нужно повышать цены, а не факт, что у тебя купят по более высокой цене, поскольку спрос тоже имеет свои пределы.
Все это побуждает бизнес крутиться, изворачиваться – а в некоторых случаях просто закрываться.
Если же говорить о государственных предприятиях, то там тоже проблемы, оттуда люди тоже уходят туда, где больше платят. Я знаю, как рассуждает руководство транспортных предприятий: «мы и так уже платим большие деньги, какие же они неблагодарные, что уходят и не хотят работать». То же самое говорят и директора школ об учителях: «У нас несколько месяцев нет учителей математики и русского языка, и мы не можем их найти. Почему они не хотят работать?».
Люди не хотят работать за гроши. Да и не могут – им нужно кормить свои семьи. И это та ситуация, в которой мы сегодня оказались. Если мы хотим привлекать водителей – нужно им радикально больше платить. И тогда дефицита кадров не будет.
Но откуда на это возьмутся средства? Если это госпредприятие, должны выделяться бюджетные средства, если бизнес-структуры, то дополнительные издержки должны будут оплачивать потребители, а они не всегда на это способны.
Вот в такой ситуации сегодня оказалась наша экономика. Это одно из проявлений общеэкономической кризисной ситуации. И как из нее выходить, никто вам не скажет. Дефицит работников останется – вызвавшие его причины никуда не делись.
Поэтому надо думать, как подключать бизнес, возможно, сделать акцент на подключение частных перевозчиков. Хотя все последние годы их старались выдавить с рынка, делая акцент именно на муниципальный транспорт.
Возможно, придется признать, что это ошибка, и нужно более сбалансировано смотреть на проблему соотношения между муниципальными и частными перевозчиками, о чем я сам не раз говорил, встречаясь с руководителями в этой сфере. Но они не очень склонны прислушиваться к подобным доводам.
Конечно, это не палочка-выручалочка, не гарантия выхода из сложной ситуации, а лишь один из путей смягчения проблемы. Но надо думать, обсуждать вопрос с профессионалами.
И поменьше искать виноватых вокруг себя, потому что в этой ситуации оштрафованный перевозчик виноват в меньшей степени, чем отвечающие за сферу общественного транспорта чиновники.
Александр Мазин, профессор НИУ РАНХиГС