Напомню читателям канала, что цель поездки, о которой идет повествование, была добраться до деревни Гарь в Юрьевецком районе, что бы побывать в музее крестьянского быта и познакомиться с его создателем, семнадцатилетним молодым человеком Русланом Локотковым. В предыдущей публикации был рассказ о первой части пути.
Итак, выехав из Кинешмы, двинулся в сторону Юрьевца до села Ёлнать, где должен был свернуть с трассы на проселочную дорогу. По пути первым местом, куда собирался заехать, было старинное село Решма. До прихода славян эта земля была заселена финноугорскими племенами, из которых главенствующее место занимали мерянские племена. Они то и дали название местности, назвав ее Решма. В этом топониме однозначно присутствует корень, обозначающий «вода».
Завернул в Решму, что бы запечатлеть зимний вид церкви Николая Чудотворца.
В кадр удачно зашел человек с лопатой, хозяин уазика, превратив документальный кадр в жанровый.
Над церковью поднимался дымок из трубы - храм прогревали к предстоящему Рождественскому сочельнику.
Рядом с Никольской церковью находятся развалины церкви Воскресения Христова.
Несмотря на значительные утраты, искусствоведы считают этот церковный комплекс ценным как пример позднего использования форм и приемов допетровского зодчества в строительстве 18 в.
Следующее по пути было село Ёлнать, получившее название по одноименной речке, которая в переводе с мерянского языка означает «жёлтые пески». Это одно из древнейших поселений на территории Юрьевецкого района Ивановской области. Впервые упоминается в летописях в 1676 году. В 1775 году в селе построена первая каменная церковь —Воскресения Христова. Находится в центре села на обширной площади. Архитектура первоначальных частей храма ориентирована на традиционные формы 17 в.
В 1908 г. возведена из красного кирпича обширная трапезная с двумя приделами в русском стиле. Получился весьма оригинальный храмовый комплекс, характеризующийся смешением архитектурных стилей.
Впервые в Ёлнати я оказался летом в 2008 г. Тогда я застал вот такую пасторальную картину.
В следующий раз побывал там через 5 лет в 2013 г. Тогдашнее пребывание в Ёлнати запомнилось тем, что удалось забраться на колокольню и обозреть местные окрестности.
На заднем плане просматривается река Ёлнать.
И в самом храме удалось побывать.
Отрадно, что храм полностью восстановили как снаружи, так и внутри.
Еще пополнил свою этнографическую коллекцию парой снимков старинных крестьянских домов.
По схожему стилю видно, что один мастер трудился над наличниками.
Из лета снова вернемся в зиму. Выехав из Ёлнати, свернул на грунтовку, которая должна было довести до д. Гарь – конечной точки моего маршрута. Но по пути ожидали еще пара сёл. Первым были Дорки. В основе названия села апеллятив дор – «новинная земля», «место, очищенное от леса, кустарника». Название села относится к так называемой «земледельческой топонимии».
Перед въездом в село встречала стела времен СССР.
На скромном мозаичном панно изображено что-то такое, о чем можно только догадываться. Скорее всего, это фляга с молоком.
На обратной стороне тоже не очень понятно. Похоже на петушков. Видимо, изображения на стеле отражают специализацию колхоза.
Въезд в село украшают красивые сосны.
Проехав по главной улице, подъезжаешь к полуразрушенному храму.
Церковь Богоявления Господня была сооружена в 1806 г. Пример скромного сельского приходского храма в запоздалых формах барокко.
В Дорках меня порадовал колодец – журавль. Если бы не разруха, вместе с деревянным амбарчиком получилась бы вполне себе симпатичная деревенская картина.
Двинулся дальше. Стоял замечательный солнечный день. Низкое зимнее солнце рисовало густые объемные тени, отбрасываемые рельефом овражистой местности.
По сторонам дороги глаз радовали заснеженные сосны.
Недолго пришлось ехать по такой красоте, как въехал в село Задорожье. В 19 в. село располагалось между торговым трактом из Юрьевца в Лух и Нижегородским трактом от Кинешемского уезда к Юрьевцу. Очевидно, название села указывает на его местоположение за дорогой из Юрьевца в Лух.
В селе находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена она в 1830 г., являет собой пример приходского храма в формах позднего классицизма со своеобразной объемно-планировочной структурой.
Стройная колокольня состоит из трех четвериков со срезанными углами и восьмерика. Два верхних яруса прорезаны арками звона. Венчает колокольню высокий яйцевидный купол с люкарнами, на который поставлен цилиндрический барабанчик со шпилем.
В Задорожье первый раз побывал осенью 2017 г. Интересно сравнить фотографии, сделанные в разное время года примерно с одного ракурса.
Примечательно, что эта церковь не закрывалась в советское время и сохранила как внешнее, так и внутреннее убранство.
От Задорожья оставалось совсем близко до Гари. Наконец прибыл в конечную точку маршрута. Здание, в котором располагается музей крестьянского быта, обнаружить оказалось не сложно. Это единственное двухэтажное кирпичное здание в маленькой деревушке, бывший купеческий особняк.
Оказывается, в эту деревню я раньше заезжал, и сфотографировал этот дом, не предполагая, что через несколько лет в нем будет организован музей.
Приехал я раньше условленного срока, и свободное время, которое у меня было, потратил на то, чтобы осмотреться.
Застал сценку, как местный житель на мотосанях с прицепным ковшом чистил снег в деревне.
Приметил пару старых домов. Один дом усадебного типа был особенно хорош. Но, к сожалению, он заброшен хозяевами.
А тут и Руслан приехал, и пригласил меня в свой музей. О музее и его хозяине рассказ будет в заключительной части.