Найти тему
Русская глубинка

Как семнадцатилетний парень создал музей крестьянского быта в деревне Гарь. Часть II.

Напомню читателям канала, что цель поездки, о которой идет повествование, была добраться до деревни Гарь в Юрьевецком районе, что бы побывать в музее крестьянского быта и познакомиться с его создателем, семнадцатилетним молодым человеком Русланом Локотковым. В предыдущей публикации был рассказ о первой части пути.

Итак, выехав из Кинешмы, двинулся в сторону Юрьевца до села Ёлнать, где должен был свернуть с трассы на проселочную дорогу. По пути первым местом, куда собирался заехать, было старинное село Решма. До прихода славян эта земля была заселена финноугорскими племенами, из которых главенствующее место занимали мерянские племена. Они то и дали название местности, назвав ее Решма. В этом топониме однозначно присутствует корень, обозначающий «вода».

Завернул в Решму, что бы запечатлеть зимний вид церкви Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца.
Церковь Николая Чудотворца.

В кадр удачно зашел человек с лопатой, хозяин уазика, превратив документальный кадр в жанровый.

Человек с лопатой.
Человек с лопатой.

Над церковью поднимался дымок из трубы - храм прогревали к предстоящему Рождественскому сочельнику.

Рядом с Никольской церковью находятся развалины церкви Воскресения Христова.

Церковь Воскресения.
Церковь Воскресения.

Несмотря на значительные утраты, искусствоведы считают этот церковный комплекс ценным как пример позднего использования форм и приемов допетровского зодчества в строительстве 18 в.

Следующее по пути было село Ёлнать, получившее название по одноименной речке, которая в переводе с мерянского языка означает «жёлтые пески». Это одно из древнейших поселений на территории Юрьевецкого района Ивановской области. Впервые упоминается в летописях в 1676 году. В 1775 году в селе построена первая каменная церковь —Воскресения Христова. Находится в центре села на обширной площади. Архитектура первоначальных частей храма ориентирована на традиционные формы 17 в.

Церковь Воскресения с трапезной.
Церковь Воскресения с трапезной.

В 1908 г. возведена из красного кирпича обширная трапезная с двумя приделами в русском стиле. Получился весьма оригинальный храмовый комплекс, характеризующийся смешением архитектурных стилей.

Вид со стороны алтаря.
Вид со стороны алтаря.

Впервые в Ёлнати я оказался летом в 2008 г. Тогда я застал вот такую пасторальную картину.

Летом в Ёлнати.
Летом в Ёлнати.

В следующий раз побывал там через 5 лет в 2013 г. Тогдашнее пребывание в Ёлнати запомнилось тем, что удалось забраться на колокольню и обозреть местные окрестности.

Вид с колокольни.
Вид с колокольни.

На заднем плане просматривается река Ёлнать.

И в самом храме удалось побывать.

В Воскресенском храме.
В Воскресенском храме.

Отрадно, что храм полностью восстановили как снаружи, так и внутри.

Еще пополнил свою этнографическую коллекцию парой снимков старинных крестьянских домов.

-9
-10

По схожему стилю видно, что один мастер трудился над наличниками.

Из лета снова вернемся в зиму. Выехав из Ёлнати, свернул на грунтовку, которая должна было довести до д. Гарь – конечной точки моего маршрута. Но по пути ожидали еще пара сёл. Первым были Дорки. В основе названия села апеллятив дор – «новинная земля», «место, очищенное от леса, кустарника». Название села относится к так называемой «земледельческой топонимии».

Перед въездом в село встречала стела времен СССР.

Стела колхоза Рассвет.
Стела колхоза Рассвет.

На скромном мозаичном панно изображено что-то такое, о чем можно только догадываться. Скорее всего, это фляга с молоком.

На солнечной стороне.
На солнечной стороне.

На обратной стороне тоже не очень понятно. Похоже на петушков. Видимо, изображения на стеле отражают специализацию колхоза.

Въезд в село украшают красивые сосны.

Сосны встречают.
Сосны встречают.

Проехав по главной улице, подъезжаешь к полуразрушенному храму.

Богоявленская церковь.
Богоявленская церковь.

Церковь Богоявления Господня была сооружена в 1806 г. Пример скромного сельского приходского храма в запоздалых формах барокко.

В Дорках меня порадовал колодец – журавль. Если бы не разруха, вместе с деревянным амбарчиком получилась бы вполне себе симпатичная деревенская картина.

Сельский вид.
Сельский вид.

Двинулся дальше. Стоял замечательный солнечный день. Низкое зимнее солнце рисовало густые объемные тени, отбрасываемые рельефом овражистой местности.

Зимние тени.
Зимние тени.
-17

По сторонам дороги глаз радовали заснеженные сосны.

Сосны в зимнем одеянии.
Сосны в зимнем одеянии.

Недолго пришлось ехать по такой красоте, как въехал в село Задорожье. В 19 в. село располагалось между торговым трактом из Юрьевца в Лух и Нижегородским трактом от Кинешемского уезда к Юрьевцу. Очевидно, название села указывает на его местоположение за дорогой из Юрьевца в Лух.

В селе находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена она в 1830 г., являет собой пример приходского храма в формах позднего классицизма со своеобразной объемно-планировочной структурой.

Покровская церковь.
Покровская церковь.

Стройная колокольня состоит из трех четвериков со срезанными углами и восьмерика. Два верхних яруса прорезаны арками звона. Венчает колокольню высокий яйцевидный купол с люкарнами, на который поставлен цилиндрический барабанчик со шпилем.

Береза и колокольня.
Береза и колокольня.

В Задорожье первый раз побывал осенью 2017 г. Интересно сравнить фотографии, сделанные в разное время года примерно с одного ракурса.

Осенний вид.
Осенний вид.

Примечательно, что эта церковь не закрывалась в советское время и сохранила как внешнее, так и внутреннее убранство.

Внутри храма.
Внутри храма.

От Задорожья оставалось совсем близко до Гари. Наконец прибыл в конечную точку маршрута. Здание, в котором располагается музей крестьянского быта, обнаружить оказалось не сложно. Это единственное двухэтажное кирпичное здание в маленькой деревушке, бывший купеческий особняк.

Особняк купца Лапшина.
Особняк купца Лапшина.

Оказывается, в эту деревню я раньше заезжал, и сфотографировал этот дом, не предполагая, что через несколько лет в нем будет организован музей.

Фото 2017 г.
Фото 2017 г.

Приехал я раньше условленного срока, и свободное время, которое у меня было, потратил на то, чтобы осмотреться.

Застал сценку, как местный житель на мотосанях с прицепным ковшом чистил снег в деревне.

-25

Приметил пару старых домов. Один дом усадебного типа был особенно хорош. Но, к сожалению, он заброшен хозяевами.

Дом с мезонином.
Дом с мезонином.
Наличники.
Наличники.

А тут и Руслан приехал, и пригласил меня в свой музей. О музее и его хозяине рассказ будет в заключительной части.