Найти в Дзене

✍ Авиаконструктор Яковлев о развитии авиации в Российской империи: неизбежная участь отсталости

В современной Российской Федерации наблюдается ренессанс монархических идей и идеализация предреволюционной эпохи. Распространяется мнение, что при царе Николае II все было благополучно, однако с приходом большевиков ситуация ухудшилась. Оставляя в стороне этот вопрос в целом, давайте обратим внимание на один из его конкретных аспектов – на состояние авиационной индустрии и ее перспективы того времени.

Известный советский авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев описывает тот период так:

«В то время [1910-е] авиация у нас находилась в самом зачатке. Несмотря на то, что Россия является родиной авиации: Можайский построил свой самолёт еще в 1887 году, несмотря на то, что великий русский учёный математик и механик профессор Николай Егорович Жуковский впервые создал науку летания — аэродинамику самолёта, которая и по сей день является основой авиационной науки во всём мире, в России почти не было своих самолётов.
Царское правительство считало более спокойным закупать "проверенные" иностранные аэропланы, чем рисковать с "доморощенными самоучками", как презрительно называли тогда высокопоставленные чиновники зачинателей нашей отечественной авиации, знаменитых теперь учёных и конструкторов. И капиталистам-предпринимателям невыгодно было возиться с отечественными конструкторами и учеными, тратить деньги на науку и опыты. Они предпочитали выписывать из-за границы части французских аэропланов и собирать их на месте — коммерчески это было прибыльнее».

С началом Первой мировой войны в 1914 году стало очевидно, что Российский Императорский военно-воздушный флот был плохо подготовлен.

Яковлев пишет:

«Планы правительства на импорт техники потерпели неудачу из-за трудностей с доставкой и устаревших моделей от союзников».

Российской империи пришлось срочно развивать авиационную промышленность, но такие процессы не осуществляются мгновенно.

«...Наибольшую трудность для отечественной авиационной промышленности представляло производство моторов: сказывались слабость металлургической базы — отсутствие высококачественных сталей, а также сложность освоения магнето, авиационных свечей, различных приборов и аппаратуры. Достаточно сказать, что за время войны только 10 — 15 % потребности в авиационных двигателях удовлетворялось отечественными заводами. В остальном Россия зависела от ввоза из-за границы».

Яковлев как советский авиаконструктор, возможно, представил ситуацию в крайнем свете. Вероятно, в некоторых аспектах Российская империя была менее зависима. Однако, если страна обеспечивает только 15% потребностей в двигателях, это ставит под угрозу весь авиационный сектор в военное время, что и показала Первая мировая война.

Александр Яковлев
Александр Яковлев

Александр Сергеевич отмечает, что в империи не стремились инвестировать в проекты самоучек. Добавлю – в то время было значительно меньше самоучек. Кто мог заниматься проектированием самолетов, если большинство населения были неграмотны и заняты тяжелым трудом?

Советская система способствовала появлению множества талантов, предоставив им возможности для самореализации. Российская империя же, с ее сословной иерархией, была обречена на отставание не только в авиации, но и во многих других областях.

"Дорогие товарищи, если статья понравилась и вы хотели бы быть в курсе новых материалов, подпишитесь, пожалуйста! Ваша поддержка важна для меня."

-3