Яркий талант этого человека оказался востребованным в совершенно неожиданной для него сфере. Сын иконописца из подмосковного села Молодь не собирался сходить с пути, проторенного родителем. Он и сам был способным художником, для которого при советской власти открылись многие перспективы. Павлу Громушкину особенно удавались портреты, он старательно постигал азы изобразительного искусства у знаменитых Кукрыниксов.
В 25 лет добился многого. Занимал должность начальника цеха в газете, учился в Полиграфическом институте на художественно-графическом отделении. Вдруг его вызвали в НКВД. Беседу с новичком проводил Лаврентий Берия. Предложил послужить Родине в роли военного разведчика. С тех пор долгие годы художник-портретист занимался обманом врагов. Он готовил легенды, документы для наших разведчиков. Делал это так хорошо, что даже самые изощрённые фашисты не подозревали, что их водят за нос.
Штатный сотрудник советской внешней разведки НКВД-ИНО Громушкин учился у профессионалов. Создание отдела по изготовлению документов было идеей Наума Эйтингона. Его главой стал Георг Миллер, одним из сотрудников был Рудольф Абель. Вскоре художник и каллиграфист Громушкин стал уникальным специалистом. В 1941 году его отправили в командировку в Болгарию. Более года Громушкин добывал сведения, касающиеся союзнической оси Берлин-Рим-Токио.
В апреле 1942 года его знания и умения потребовались на Родине. Нужны были профессионалы для выхода на высокий уровень партизанского движения, охватившего всю западную часть страны. Теперь обязанностью художника стало изготовление аусвайсов, других документов, необходимых для работы в тылу врага. Громушкин делал их с ювелирной точностью, поскольку от этого зависела жизнь партизан, а в конечном счёте - исход войны. С изготовленными им документами успешно работал Абель, Судоплатов, другие разведчики.
Павел Георгиевич до мельчайших подробностей изучил биографию Пауля Зиберта, немецкого офицера. Под его именем работал Николай Кузнецов. Документы разведчика были безупречны. Они выдержали сотню проверок, ни один немецкий патруль не заподозрил обмана. За основу был взят подлинный военный билет немецкого офицера Пауля Зиберта, захваченный в спецоперации. Громушкин лишь вклеил туда фото Николая Кузнецова. Но остальные документы Зиберта художник изготовил сам.
Он изучил все нюансы. Немцы скрупулёзно подходили к оформлению документов. В их военных билетах была указана вся информация, вплоть до выдачи портянок. В каждой графе вместо росписи ставилась печать с указанием звания военнослужащего. Для каждого рода войск использовался свой цвет, литеры. "Фальшивомонетчик" Громушкин, как он сам себя шутливо называл, никогда не ошибался. Самым простым делом он считал изготовление аусвайсов. Это дело было поставлено на поток, для него требовалась только качественная бумага.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
В отставку Павел Георгиевич Громушкин ушел в 1979 году. За службу Родине разведчик наградили несколькими орденами. Через несколько лет ему присвоили звание заслуженного работника культуры. За серию портретов знаменитых людей, среди которых было немало его товарищей-разведчиков.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.