16 августа 2023 г. Утро. Подъезжаем к Мурманску.
Изначально Мурманска, как и Соловецких островов, в моих планах не было. Каюсь, жил во мне воркутинский не то патриотизм, не то снобизм: лучший город Заполярья – это Воркута!
Не вдохновляли и статьи в интернете: мол, нечего там смотреть, уныние и разруха, всёпропало...
И как же я рада, что увидела этот город!
Да, Мурманск, как и Воркута, и Норильск, и многие-многие города, – это не курорт и не город-музей. Не туристическая "Мекка". Это трудовой город. Но может, тем и интересен?
Мурманск – не самый северный, но самый крупный город за Северным полярным кругом. В 2023 г. его население составляло 267 422 человек. максимум был в 1991 г. – 473 000 человек. Но даже при таком падении численности он больше, чем более северные Тромсё, Норильск и Североморск.
Основан он был в 1915 г. как посёлок при новом морском порте. В 1916 г. Николай II повелел назвать новый город Романов‑на‑Мурмане (Мурманом в старину называли Кольский полуостров и побережье Баренцева моря). Официальной датой основания города считается 21 сентября (4 октября) 1916 г., когда здесь заложили храм в честь покровителя мореплавателей святого Николая Мирликийского. Это был последний город, основанный в Российской империи. Новое название – Мурманск – ему дало уже Временное правительство.
Но справедливости ради отметим: Мурманск возник всё-таки не на пустом месте. С давних времён (не то с 1264, не то с 1565) здесь существовало крохотное поселение Кола. Пережив свой расцвет в 18 веке, к началу двадцатого Кола пришла в упадок. Сейчас она является городом-спутником Мурманска. Очень любопытно было бы поселить такой старинный город, но вроде бы там ничего уже не напоминает о его истории...
Автомобильный мост через Кольский залив. Длина 1611 м. Это самый длинный автомобильный мост за Полярным кругом.
Поезд идёт вдоль Мурманского морского порта.
Незамерзающий Кольский залив узок, город вытянулся вдоль него более чем на 20 километров. До открытого моря ещё 50 километров.
И вот вокзал.
Теперь надо добраться до гостиницы.
Тут меня Яндекс-карты подвели: почему-то написали, что транспорта до гостиницы "Гларус" нет, и я шла с чемоданом пешком, ещё и поблуждать пришлось, и обходить автозаправку... Как выяснилось впоследствии, надо было сесть на любой троллейбус на той же стороне, где находится вокзал, и проехать одну остановку. Потом по подземному переходу перейти на другую сторону — и вы практически на месте.
Заселяться было ещё рано, зато можно было оставить вещи на хранение. Затем я пообедала в присмотренном заранее в интернете кафе "Пельмень Хауз". Здесь предлагают такие изыски, как пельмени из оленины и суп из водорослей. Но для меня оленина не экзотика, поэтому я взяла традиционные пельмени.
И вот я отправляюсь исследовать Мурманск!
Не то чтобы я специально стремилась на площадь, именуемую Пять Углов, но миновать её, наверное, невозможно. Гостиница "Арктика" (она же Azimut Hotel), построенная в 1970-е годы, — самое высокое здание Мурманска. Пишут, что вообще самое высокое за Полярным кругом! В ней 18 этажей.
Площадь просторная и ухоженная. И — вот чего я не ожидала в заполярном городе — здесь много цветов. Вот тут-то я поняла, что мне очень нравится Мурманск.
Наивный детский рисунок стал основой баннера. А надписи про Север в Мурманске повсюду: "На Севере жить!", "На Севере тепло!", "На Севере безопасно"...
Проспект Ленина здесь делает поворот. В одну сторону вид такой:
Естественно, я, как зачарованная, пошла к этим красивым и ярким "сталинкам". Одна из них соединена с более современным зданием.
На другой мемориальная доска.
А дальше ещё красивее. Не судите за "падающие" дома — листайте!
И здесь мои любимые петунии. Вот цветок: и на юге живёт, и за полярным кругом!
Но далеко по проспекту я в этот момент уйти не могла. Старалась чётко следовать плану, поэтому вернулась и направилась к скверу на улице Ленинградской (по-моему, он так и называется).
Не обращайте внимание на брошенные самокаты — смотрите на красивую решётку!
Памятник жертвам иностранной интервенции. Открыт в 1927 г. Выглядит странно и непривычно, но таково было веяние времени: могила павших борцов становилась трибуной.
Несколько слов о самой интервенции, если кто не знает. В 1918 г. молодая Советская власть пригласила сюда "союзников" из Антанты, чтобы они помогли оборонять малонаселённый Север от немецких и белофинских войск. Но довольно скоро британские, французские и английские "партнёры" начали борьбу против местных коммунистов и сочувствующих. Тем же занималось и сотрудничавшее в интервентами Верховное управление Северной области. Только в 1920 г. в результате кровопролитной борьбы Советская власть на Русском Севере была восстановлена.
А совсем рядом памятник уже... англичанам. Точнее, участникам "полярных конвоев", доставлявших по северным морям оружие и продукты Советскому Союзу во время Второй мировой войны.
За сквером — яркое, праздничное здание Художественного музея. Построено в 1927 г. как Универмаг Транспортного потребительского общества.
И вот такой дом.
А это удивительный по архитектуре кинотеатр "Родина". Отрадно видеть, что его ремонтируют!
Кинотеатр построен по проекту архитектора В.П.Калмыкова. Здание это типовое, то есть подобные (но не точно такие же) были построены во многих городах Советского Союза. Мурманская "Родина" была заложена в 1939 году, но то, что успели воздвигнуть, серьёзно пострадало во время Великой Отечественной войны. Восстановили и достроили здание уже в 1948 г.
Совсем другая эпоха, но тоже не безликое здание: вход на Центральный стадион профсоюзов "Труд" (1960 г.).
Да, вид потрёпанный. Но с учётом того, как выглядят другие старые постройки, есть надежда, что и его отремонтируют.
А это Дом культуры моряков. Его строительство началось в 1936. В годы Великой Отечественной войны в здании находился госпиталь, и оно значительно пострадало от авианалётов. Восстановлено в 1945–1953 по проекту архитектора Е.П.Васильева. В 1960–1980-е гг. ДК служил не только советским, но и иностранным морякам.
В сквере перед ДК Моряков установлен памятник в честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Задумка хорошая, но с исполнением что-то не то. Земной шар лежит, оказывается, на ладони! Ну и потёки неприятные.
Выхожу к главному зданию областного краеведческого музея. С торца находится памятник ледоколу "Ермак" (первый в мире ледокол арктического класса, с потрясающей славной историей). Здание построено в 1957 г. (архитекторы Савкевич и Прибульский), а мозаичное панно и композиция созданы в 1965 г. (Н.А.Быстряков, Николаев, Дьяченко). Извините, что без инициалов, — как нашла.
Якорь — настоящий, с того самого "Ермака"!
В музее только-только закончился ремонт (экспозиция ещё не открыта). К сожалению, сфотографировать фасад оказалось трудно: вблизи здание не вмещается в кадр, а с другой стороны улицы его скрывают кусты...
По соседству опять памятник — как я поняла, городам-побратимам Мурманска.
Вторая часть композиции.
Я снова вышла на проспект Ленина. Огромное здание, в котором размещаются правительство Мурманской области и городская администрация.
Напротив тоже интересное. Дом Главсевморпути. Постконструктивизм. Построен в 1938 г. по проекту А.И.Суслова. Кроме архитектурной ценности дом имеет и важное историческое значение. Здесь в 1933-1936 гг. останавливался знаменитый исследователь Арктики О.Ю. Шмидт.
И вот какой вид открывается далее:
Мурманск стоит на сопках, спускающихся к заливу. А дома, получается, взбегают по этим сопкам...
Уютные "сталинки". Первая, благодаря яркой раскраске и балконам, похожа на какой-то средиземноморский особняк.
Вторая более сдержанна и традиционна.
Я не очень рассчитывала дойти до этого дома, а вот ведь дошла. Вы заметили, как изогнут его фасад? Дом построен в 1953 г. Пишут, что тогда квартиры в первом подъезде были отданы молодым преподавателям Высшего мореходного училища.
Я думаю, что на противоположной стороне предполагалось воздвигнуть симметричное здание — но его нет, там обычная пятиэтажка, знаменующая начало эпохи "хрущёвок".
Сворачиваю на улицу Карла Либкнехта. Да, здешние дома выглядят не так празднично, как в центре.
Напротив совсем уж старый дом. За расписными полотнищами прячутся, видимо, такие же. Их ремонтируют или просто закрыли, чтобы не портили вид?
Оказывается, это дома 1945 года постройки! Видимо, первые послевоенные. Не знаю, какая судьба их ожидает, но мне хотелось бы, чтобы хоть один сохранился, как памятник тому времени.
А за ними опять виднеются взбирающиеся по склонам многоэтажки.
Улица К.Либкнехта выводит меня на улицу Челюскинцев. Это тоже "сталинская" застройка, но, как видите, ремонт до этих домов пока не добрался. Но хороши же, хороши! Вот опять что-то южное...
А это "брат" яркого дома с проспекта Ленина (он и стоит симметрично ему).
Где-то по соседству вот такой "мурал". Всмотритесь: это номера арктических конвоев военных лет...
Опять свеженький ремонт. Северяне поймут, как трудно поддерживать вид оштукатуренных домов в таком климате.
Сквер-мемориал "Покорителям Арктики". Лица на барельефе — это ученый-полярник, морской капитан и летчик. Корабли должны быть "Святой Фока", "Ермак", "Красин" и "Ленин", каждый из них знаменует отдельный этап освоения Арктики. Но... одного не хватает! Я так полагаю, что "Св.Фоки": это была парусно-паровая шхуна Г.Седова. На полусферу нанесены очертания Северного Ледовитого океана и маршрут Северного морского пути. Пишут, что сквер красиво подсвечивается по вечерам.
Вот так незаметно я вернулась к вокзалу. Поднялась на пешеходный мост-переход. С него хорошо виден памятник Защитникам Заполярья на вершине сопки. А внизу памятник-паровоз, как на многих станциях России...
А пути-то сплошь заставлены вагонами с углём!
Та-ак... Уголь среднего размера и совсем мелкий... Куда, интересно, его везут? И откуда? (Воркутинское любопытство). Залезла сейчас в интернет, пишут, что аж из Кузбасса. И не для местных нужд, а на экспорт.
Виден и порт.
Перешла через железнодорожные пути и проезжую часть, спустилась. По уютной аллее иду к порту.
И вот впереди моя главная сегодняшняя цель:
О нём можно написать много. А можно ничего не писать. Потому что это первый атомный ледокол в мире. Первое надводное и, что характерно, гражданское судно с ядерной силовой установкой — до этого у американцев и у нас были только атомные подводные лодки... С 1959 по 1989 он нёс трудовую вахту во льдах. Но и сейчас продолжает трудиться — как музей и учебное судно.
Билет на него я покупала заранее. Советую и вам поступить так же: желающих много, а количество экскурсий ограничено, к тому же они проводятся не каждый день. Вся актуальная информация на сайте Росатомфлота.
Тех, кто заказал экскурсию заранее, попросили назвать свою фамилию и количество человек. Сотрудник сверился со списком и пустил нас на трап.
Мы поднялись на борт ледокола, и каждый оплатил свой заказ в кассе. Вот тут-то меня ожидал сюрприз.
Дело в том, что везде указывается цена билета. На тот момент взрослый стоил 400 руб., а пенсионный / студенческий – 200 руб. Я ещё подумала: ну смешные же цены!
А отдельно идёт информация, что на заказанных заранее экскурсиях дополнительно к стоимости входных билетов оплачивается экскурсионное обслуживание по тарифу 1500 руб. с каждой группы численностью до 20 человек.
Так вот, я считалась "группой до 20 человек". И заплатила в итоге 1700 рублей.
Ещё раз. Семья из 5 человек оплачивает свои билеты + 1500 рублей за всех. Парочка платит за себя + 1500 рублей за двоих. Одинокий турист оплачивает свой билет и тоже доплачивает 1500 рублей...
Неожиданно? Да. Дорого? Для меня да. Жалко? Нет.
Потому что "Ленин" — это важнейшая часть нашей истории, нашего Севера.
Передвигаться можно только с экскурсией по установленному маршруту. Это наш экскурсовод. Увы, я безнадёжно уронила себя в его глазах, случайно назвав "Ленин" теплоходом...
Главная, парадная лестница атомохода.
Я могу ошибаться, но это что-то вроде конференц-зала. И да, здесь до сих пор принимают высоких и важных гостей.
Шикарное панно из разных пород дерева и скромная статуэтка В.И.Ленина.
Одна из кают — помнится, не то капитана, не то его помощника...
Большое значение придавалось досугу моряков и полярников. Ведь им приходилось находиться на ледоколе в течение долгих месяцев. А чем заниматься после трудовой смены? Поэтому здесь обустроили и музыкальный салон, и кинозал, и библиотеку...
Сегодня интерьер судна может показаться старомодным и не слишком роскошным. Но нужно учитывать, когда он создавался! Цитирую сайт Росатомфлота: "Архитектурно-компоновочные решения и дизайн помещений атомного ледокола «Ленин» были выполнены на основе тщательного функционального, эргономического и эстетического анализа творческим коллективом созданного в 1946 году Архитектурно-художественного бюро Министерства транспортного машиностроения СССР". Дерево — это в основном карельская береза и кавказский орех.
(Кстати, вспомнились ужасные, на мой взгляд, дубовые панели в английских домах, которые тем не менее бережно сохраняются, являются предметом восторга и зависти...)
В интерьере немало картин, напоминавших морякам и полярникам о родных местах.
Сейчас здесь ещё и устроены выставки фотографий.
Рубка радиста.
Как правильно назвать: капитанский мостик? капитанская рубка? В общем, отсюда осуществлялось командование.
Отсюда виден нос ледокола и то, что находится прямо по курсу. Сейчас это портовые здания и город Мурманск. А когда-то это были бесконечные льды...
Стёкла и рамы грязные? А вы вспомните вагоны с углём на железнодорожных путях!
Схема ледокола. У меня, как гуманитария, вызывает шок: как всё это можно было придумать, построить, оборудовать, привести в действие?.. Кстати, снаружи "Ленин" не показался мне таким уж большим. Но если вдуматься — он высотой с многоэтажный дом.
Столовая для экипажа. Сейчас выглядит не очень уютно, но обратите внимание: в ней есть и пианино, и красивый сервант с мраморной (!) столешницей... Здесь же показывали кино.
Большинство коридоров и трапов в рабочей части судна узкие, с высокими "порогами", на которые наклеены яркие предупреждающие ленты. А то можно загреметь...
Вот оно, "нутро" огромного судна. Нам даже включили на малых оборотах одну из турбин.
А это пульт управления реакторной установкой. Надеюсь, я правильно написала, а то знатоки меня испепелят сарказмом. Экскурсовод предупредил, что пульт в рабочем состоянии и ничего на нём трогать нельзя. Как только он отвернулся, одна девушка-экскурсантка тут же попробовала нажать на Самую Главную Большую Чёрную Кнопку...
Сама ядерная установка демонтирована. Но можно через особые иллюминаторы заглянуть туда, где она находилась. Это верхние части конструкции атомных реакторов и «плановый обход», воссозданный с помощью манекенов.
А это имитация графитового стержня, какие использовались в реакторе. Как, зачем — не спрашивайте, я девочка-гуманитарий...
Система видеонаблюдения, созданная и установленная не в 60-е, конечно, но, наверное, в 70-е гг.
На ледоколе была хорошо оборудованная санчасть: операционная, рентген, кабинет стоматолога...
Часть стенда с портретами главных создателей этого технического чуда.
А вообще в строительстве первого в мире атомного ледокола были задействованы около 300 предприятий и научно-исследовательских институтов Советского Союза. Сколько же всего работало людей — трудно вообразить.
Выхожу на трап и бросаю взгляд на ближайшую часть порта.
Рядом с причалом, у которого пришвартован легендарный ледокол, находятся стенды, рассказывающие о современном атомном флоте России.
Здание Морского вокзала. Построено в 1960 г. , вместо деревянного. Выглядело оно так:
Отсюда отправлялись регулярные рейсы в Териберку, Йоканьгу, Архангельск, круизы на Соловки. Теплоходы ходили на Шпицберген и Новую Землю. И на противоположную сторону Кольского залива, в посёлок Абрам-Мыс, быстрее было добраться катером, а не автобусом по мосту.
В новые времена всё это стало невыгодным, а значит, и не нужным. Единственный пассажирский теплоход "Клавдия Еланская" совершает рейсы вокруг Кольского полуострова: замой до посёлка Островной, летом — до Терского берега на Белом море. Но швартуется это судно не здесь, а в Рыбном порту.
Поэтому Морской вокзал — это вовсе и не вокзал. Внутри несколько сувенирных магазинов и кафе с морепродуктами. Я предварительно читала советы туристов поесть здесь гребешки и морских ежей, но... так и не решилась. А здание, реконструированное в 2016 г., лишилось выступающего портала с высоким шпилем, зато обрело ещё один этаж и башенку с часами.
Неподалёку находится памятник портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войне.
Ухоженная аллейка с такими вот высокими цветниками. Мои любимые анютины глазки!
На обратном пути я купила в одном из магазинов (простите, не помню названия) кусок палтуса холодного копчения. Надо же попробовать что-то из местных деликатесов!
Что ж, сегодня я увидела даже больше, чем планировала! Пора двигать в гостиницу. Забираю чемодан в комнате хранения, любезный сотрудник поднимает его мне на 3-й этаж, где находится гостиница (первые два этажа — это медицинский центр).
Номер хорош. Большое окно в спальне выходит на улицу Коминтерна с оживлённым движением, но, видимо, хорошо уплотнено: шума машин совершенно не слышно. Ванная комната больше, чем весь мой номер в гостинице Великого Новгорода (без обид!)...
И ещё один вид — из другого окна...
Долгий, насыщенный впечатлениями день закончен. Но завтра будет новый, тоже интересный!
И вот рассказ о нём:
Мурманск: дождь и холод не помеха для знакомства