Найти тему
Культурный код

«Синдром отличника — опасная модель социального поведения и прямой путь к личному несчастью»: избавляемся от школьных привычек

Оглавление

Скорее всего, одна из самых неуспешных и опасных моделей социального поведения, которая препятствует развитию человека как личности, является модель поведения отличника либо отличницы.

О, я не собираюсь утверждать, что те, кто учился в школе на одни пятёрки, после окончания среднеобразовательного учреждения живут и развиваются хуже, чем двоечники и троечники. Но отличники очень разные: кто-то получает наивысшие отметки, потому что со всей ответственностью вгрызается в гранит науки, понимает прочитанный материал и применяет полученные знания на практике, а кто-то следует инструкции, бездумно зубрит материал и лебезит перед учителями, чтобы увидеть в дневнике заветную оценку «пять». И как раз вторых отличников намного больше, чем первых. И именно они становятся основой для глобализации слабейшей модели поведения, о которой я упомянул в первой строчке данного материала.

Когда отличник — приговор

Жизнь — очень непростая и противоречивая игра, с постоянно меняющимися правилами и условиями.

Меня всегда умиляли себялюбивые старшеклассники, которые утверждают, что ОГЭ и ЕГЭ — это сложнейшее испытание, с которым они столкнулись. Конечно, утверждение отчасти верно, так как дети 15-17 лет действительно получают выпускные экзамены, как наивысшее испытание всего пройденного пути. Но взрослые знают, что и ОГЭ и ЕГЭ — это ничто, в сравнении с тем, что готовит выпускникам взрослая жизнь.

Для того чтобы подготовиться к любому экзамену, в современном мире существуют готовые решебники, которые можно зазубрить и «прорешать», а учителя и репетиторы будут готовить своего подопечного по готовым схемам под конкретную задачу, чтобы результатом «отработать» свою заработную плату либо гонорар. Вот только в жизни нет решебников и репетиторов, а свой шанс найти действительно достойного учителя (в глобальном смысле этого термина) получают лишь единицы.

Вот и выходит, что «отличники» — это заложники схем и инструкций, от которых они не привыкли отступать ни на шаг. Такие люди становятся прекрасными работниками по займу и заместителями начальников, так как выполняют возложенную работу «от» и «до». Но, увы, сколько бы я не встречал людей с синдромом отличника, подавляющее большинство являются людьми среднего достатка, с очень большим багажом проблем, накопившимся в жизненном пути. И самое главное — абсолютное большинство очень несчастны в личной жизни, ибо как раз мир чувств и эмоций — это наиболее тонкая игра человеческого существования, подразумевающая неординарные решения, чувство баланса «своего и чужого» и экстравагантные шаги по решению многих проблем.

Когда синдром отличника доставляет настоящую боль. Фото из открытых источников распространяемое на правах свободной лицензии
Когда синдром отличника доставляет настоящую боль. Фото из открытых источников распространяемое на правах свободной лицензии

Модель «троечник»

На этом фоне наиболее выигрывает модель «троечник».

Грубо говоря — это те люди, которые для получения результата стремятся найти все необходимые лазейки и уловки, а также используют сверхспособность под названием «Давайте договоримся», чтобы добиться отметки «удовлетворительно» с наименьшей потерей времени и эмоций.

Конечно, есть троечники, которым «удовлетворительно» натягивают как «сову на глобус» только ради того, чтобы они не вылетели из школы и такие элементы общества действительно мало чего стоят во взрослой жизни. Но есть «троечники по убеждению», которые чересчур рано понимают, что 90% информации, получаемой в школе — это абсолютно ненужный поток, который абсолютно не пригодится в дальнейшем жизненном пути.

Именно поэтому из троечников выходят просто замечательные спортсмены, бизнесмены, программисты, фрилансеры, коучеры, зуботехники и прочие «нестандарты», которые как бы выделяются на фоне социума и достигают значительных результатов в действительно полюбившемся направлении деятельности.

Более того, как говорил один из моих уважаемых знакомых: «Удовлетворительно — это значит, что я удовлетворяю требованиям преподавателя. Следовательно — успешно справился с задачей». И именно эта позиция, на мой взгляд, способна абсолютно изменить социальное отношение к «тройке» как к оценке «низкого сорта».

Как изжить в себе отличника

Чтобы изжить в себе отличника, нужно его выявить. И ниже я предлагаю вашему вниманию примерный набор отличительных черт, которые позволяют диагностировать у вас ненужный синдром.

· Вы всегда волнуетесь, если ситуация хотя бы немного отдаляется от намеченного плана;

· Вы теряетесь в экстраординарной ситуации, не в силах принять важное решение без посторонней помощи;

· Принимая решение, вы всегда ждёте одобрения родителей, «учителей», «наставников», начальства, авторитетов, кумиров и прочих личностей, которые считаете значимыми в своей жизни;

· Вы очень долго отходите после того, как вас «отругали взрослые»;

· Вы всегда находитесь на вторых ролях в отношениях и тяготитесь таким положением вещей;

· Вам намного проще согласиться с чужим мнением, чем отстоять своё собственное;

· Вы часто прокрастинируете и с необъяснимым прилежанием выполняете второстепенные дела, лишь бы не делать основные;

· Вы всегда заискиваете перед человеком, который выше вас по должности, либо чувствуете себя подле как «собака поджавшая хвост»;

· Внутри присутствует явная либо скрытая неудовлетворённость текущим положением вещей, но вы не спешите менять что-либо, опираясь «на спасительную» стабильность;

· Вы часто смотрите те фильмы и сериалы, которые «выбирают за вас» навязанным мнением;

· Вы предпочитаете сделать десять звонков с просьбой помочь и разъяснить ситуацию, нежели разберётесь «методом тыка»;

· Вы часто паритесь по поводу того, что вам сказали, как вы себя повели и в каком виде предстали перед неожиданными гостями;

· Вам по-прежнему кажется, что в школе было лучше, чем во взрослой жизни;

· И многое, многое другое.

Разумеется, что список неполон и к вам может относиться как большая часть «общих фраз» так и некоторые из них. Но это и не важно, ибо каждый из нас, если выполняется условие полной честности по отношению к себе, прекрасно знает, кто он по своей натуре — «отличник» либо «троечник».

Российские реалии - это место где инструкции наиболее неприменимы. Авторское фото.
Российские реалии - это место где инструкции наиболее неприменимы. Авторское фото.

Эволюционный и революционный путь изменений

Осознание и принятие правды — это уже половина дела в избранном начинании.

Но дальше дорога разветвляется и условно разделяется на два принципиально разных подхода — революционный и эволюционный.

Эволюционный напоминает правильную диету, когда вы накапливаете количество «осознаний», постепенно внедряете «инвайты» и находки в вашу жизнь и в течение 3-5 лет превращаетесь в нового человека. Революционный путь — это прямо сейчас предпринять часть резких действий по изменению «неудобного положения вещей», что нередко ведёт к огромному, но оздоровительному стрессу (а в отдельных, особых случаях стресс есть благо, а не зло), но взамен вы получаете возможность решительно поменяться за короткий промежуток времени.

А вот теперь мини-тест, по тому, как вы поняли вышеизложенный материал.

Если в случае согласия с постулатами данной статьи первая мысль — это найти соответствующего коучера по личностным изменениям, то перечитайте материал заново. Нет инструкций — только ваши личные наработки и «чуйка», которую многие называют интуицией.

При этом если есть лишние деньги, то, пожалуйста, забудьте о поиске единственно-верной инструкции у инфоцыган! Лучше потратьте деньги на хорошего психотерапевта и проработайте большинство детских травм, которые по-прежнему «сидят» в вас.

И да: жизнь – движение. Кто двигается, тот имеет намного больше шансов нагнать волну жизни. Именно поэтому, если вы сейчас покачаете пресс, либо отожмётесь от пола, вы немедленно вырвитесь за стандартный круговорот событий и наконец-то сделаете реальный шаг на пути к будущему совершенству.

С уважением, Иван Вологдин.