Найти тему

Как говорить начальнику, что он злит и раздражает?

Оглавление
На вопрос подписчиков отвечает психоаналитический терапевт центра ProSelf.
На вопрос подписчиков отвечает психоаналитический терапевт центра ProSelf.
Под одним из постов вы задали нам такой вопрос. Мы могли бы ответить в духе “Просто расскажите ему, что он вас раздражает” и пойти дальше. Но мы психоаналитические психологи, поэтому рассмотрим ситуацию с разных сторон:

Во-первых, здорово, если вы злитесь на начальника и понимаете это. Некоторые не позволяют себе даже думать “негативные мысли” в адрес руководства.

Во многом это связано с тем, что часто начальники встают в нашей психике на место родителей, и мы автоматически запрещаем себе какие-либо негативные реакции в их адрес. В нашей фантазии злость и раздражение на руководителя (особенно проявленные) приводят к его не-любви и нашему увольнению. Поэтому если вы понимаете, что начальник вас раздражает, это уже большое достижение.

-2

Во-вторых, почему шеф вас раздражает? Это связано с его неумелым и недальновидным руководством, странными задачами, несоблюдением этики?

Или вас злят его черты, напрямую не сказывающиеся на работе?

Например, вас бесит, что ему все сходит с рук. Или что он обсуждает подчиненных за их спиной и разносит сплетни. Если вас раздражают подобные вещи, то стоит подумать, почему. Возможно, начальник позволяет себе больше, чем вы. Это действительно может раздражать. В этом случае говорить о том, что руководитель вас бесит, стоит не ему, а терапевту. Вместе с психологом можно найти то, что вас цепляет в поведении босса, и связать это с вашими внутренними конфликтами.

Например, начальница может ассоциироваться с нашей матерью, на которую мы не можем себе позволить злиться. Или на босса смещается все наше раздражение от нелюбимой работы и личной нереализованности. Или нас злят его в общем то дельные замечания, которые мы не можем принять.

Дело обстоит иначе, если вас злят рабочие моменты.

Например, руководитель просит вас выйти в ваши выходные, нагружает сверх меры, хамит, задерживает зарплату. В данном случае злость и раздражение — это защитная реакция психики на нарушение границ. Она сигнализирует о том, что пора восстановить ваши права и защитить вас.

В данном случае говорить с начальником необходимо. Если у вас сложились с ним доверительные отношения, вы можете сказать ему о своих чувствах напрямую и предложить вариант решения. Например:

“Андрей, меня бесит, что ты высылаешь мне отчеты на проверку в самый последний момент. Мне приходится задерживаться на работе, чтобы все проверить. Присылай мне все документы за 30 минут до конца рабочего дня”.

Однако если вы не очень близки с начальством и между вами есть дистанция, стоит поговорить с руководителем, не называя чувств. Это будет выглядеть этично и находиться в рамках делового общения. Например:

“Андрей, ты просишь меня выйти в мой выходной, но при приеме на работу мы обговаривали, что я не работаю в субботу и воскресенье. Давай подумаем о том, как нам организовать процессы так, чтобы успевать все дела с понедельника по пятницу”.

Злость и раздражение — это сигнальные чувства. Они дают нам понять, что наши права нарушены и пришло время отстоять себя. Однако мы не обязаны говорить об этих чувствах другим. Порой бывает достаточно признать эмоции, понять их смысл и действовать так, чтобы снизить их накал и создать вокруг себя комфортную обстановку.

Вы тоже можете задать вопрос психологу центра ProSelf через наш тг-канал или сайт.