Найти в Дзене

Поездка в Хибины. Большой Вудъявр и город Кировск

Необычный пост для идеологии нашего блога, но не могу не поделиться впечатлениями.

Верхняя площадка бугельного подъемника
Верхняя площадка бугельного подъемника

Хибины показали себя со всех сторон и на последок шмякнули по башке, чтобы не выделывался.

Путешествие в Кировск оказалось очень познавательным и полезным, как в плане подготовки и планирования, так и в достигнутом результате.

Поехать на зимние каникулы в Кировск мы решили в середине октября и первое, что сделали – забронировали себе квартиру. Это оказалось очень сложно, так как свободные и хорошие варианты таяли прямо на глазах. Кировск оказался очень популярным на Новогодние каникулы. Нам повезло и мы нашли квартиру в самом центре города, симпатичную двушку, в которой гостиная совмещена с кухней.

Я озаботился снарягой и преуспел в этом. У детей появились новые шлемы, почти новые лыжи и ботинки. Лыжи мы отдали сразу в сервис и нам подрегулировали их под размер ботинок и вес. Заодно обслужил и свои лыжи. Кстати очень качественно. На склоне они так и норовили выскочить из под меня, но об этом позже.

Оценив количество вещей, мы поняли, что оптимальный способ добраться до Кировска – ехать на машине и не пожалели об этом приехав на место.

Дорога в Кировск была непростая. Сказывалась усталость после абсолютно безумных и напряженных ноября и декабря уходящего года, сокращенный световой день, небольшая метель, которая преследовала нас значительную часть дороги, но мы справились. По дороге ночевали в Сегеже, разделив наше путешествие на два дня.

Вечером 30го мы прибыли в Кировск. Первое впечатление для меня как для водителя было ужасное. Город весь состоит из горок, склонов, подъемов, по которым местные водители маневрируют с легкостью и лихостью, а уставшие приезжие вроде меня буксуют и потеют на каждом подъеме.

Разместившись мы пошли осматривать окрестности. Рядом с нашей квартирой обнаружились огромный и сияющий огнями Дворец культуры и бассейн. Между ними уютно расположилась площадка с трибуной и горкой, которую дети моментально опробовали, найдя картонки. Меньше через полчаса нашлись городской парк с укатанной промышленным способом лыжней и огромный каток. Убедившись, что собранные заранее сведения оказались точны мы странными тропами добрались до главной цели нашего путешествия – Северного склона горнолыжного курорта Большой Вудъяврв. Дорога заняла около 20 минут и показала, что без машины добираться до склона будет проблематично.

Вид на Кировск из Городского парка
Вид на Кировск из Городского парка

Мы добрались до склона к восьми часам вечера, когда деловиты лыжники и сноубордисты стекались на вечернее катание. Дневное катание заканчивается без десяти семь. С семи до восьми по склонам гоняют только траки, а с восьми до десяти или до одиннадцати, в зависимости от погоды можно покататься.

К слову в Кировске три склона – Северный и Южный склон Большого Вудъярва (Большой Вудъярв – это название озера, а не горы) и еще один - Кукисвумчорр (это как раз название горы) . Вот это слово я так и не смог ни выговорить, ни запомнить. Про Кукисвумчорр сказать ничего не могу – мы до него не добрались. По отзывам – там склоны для продвинутых рейдеров, а не для таких начинающих самоучек, как мы.

В ночь с 30го на 31е я спал очень беспокойно, мне не терпелось проснуться и поехать кататься. Дети очень хотели выспаться, но я был неумолим и уже к половине одиннадцатого мы были на склоне.

Курорт предлагает несколько видов скипассов– часовые (на час и на 4 часа) и дневные – 2 дня из трех, три из четырех и так далее. Интервальность дается потому, что по погодным условиям склоны могут быть закрыты.

Начинались утренние сумерки и было почти светло, до рассвета оставалось около часа. Чтобы вспомнить навыки мы для начала стали осваивать склон с бугельным подъемником (он справа от центральной базы). Склон короткий и для того, чтобы освежить забытые за год навыки – самое то. Около часа мы старательно вспоминали как поворачивать, тормозить, скользить и самое главное – не сталкиваться с окружающими новичками.

Преуспев, как нам показалось в освоении лыж и склона, мы уселись в кресельный подъемник и поехали наверх. Кресельные подъемники очень комфортные, если успеваешь сесть, подвернуть под задницу сидушку, поднять и поставить на подножку лыжи и не выронить палки, пока не закроется страховочная планка и не опустится колпак из плексигласа. В первый подъем мне придавило штанину и зажало палки, потом подъемник остановился и стал раскачиваться, что тоже не прибавило приятных ощущений. До верху я добрался полный мрачных предчувствий.

Ресторан Плато
Ресторан Плато

Предчувствия не оправдались. Вид с вершины открывается изумительный. Город Кировск лежит как на ладони, солнышко едва приподнимается над далекими хребтами и освещает самые вершины окружающих скал нежным розовым цветом. Краски в короткий хибинский день просто фантастические – снег нежно голубой, тени зеленые, вершины гор – розовые.

Для первого спуска мы выбрали синюю трассу с которой открывался фантастический вид на долину. Но любоваться этим видом было некогда – основная задача была не врезаться в сноубордистов, которые имеют странную привычку рассиживать на склоне в хаотичном порядке по одному или небольшими группками. Тех кто сидит спокойно себе с краю, я еще понять могу. Но почему надо съехать метров на 20 вниз и сразу присесть посередине склона - я решительно отказываюсь понимать.

Бог видит, я никогда детям не рассказывал, что между лыжниками и сноубордистами есть, хм, некоторое недопонимание. И те и другие искренне и обоснованно считают, что их оппоненты на склоне лишние и именно они распахивают склон и мешаю ездить нормальным рейдерам (лыжникам/сноубордистам). Нужно слово вставляется в зависимости от того, на чем именно вы спускаетесь с горы. Дети начали ворчать абсолютно самостоятельно.

Четыре часа пролетели незаметно. Колени начали ныть от непривычной нагрузки, икры моментально забились от неправильного первого спуска, но адреналин в крови кипел. 31 декабря погода был очень комфортная для катания – около 10 градусов, мы всего один раз прервались, чтобы попить чаю.

После обеда и отдыха мы подготовились к встрече Нового года. Скромненькие салатики, горячее, речь Президента и к часу Новогодней ночи мы вывалились на площадь к Дворцу культуры. Веселье там бурлило через край. Думаю, что около полутора – двух тысяч народу там собралось. Взрослые и дети катались с горки, периодически сбивая с ног зазевавшихся гуляк, на сцене прыгали ведущие переодетые зайцами. Площадь танцевала. Сквозь толпу скользили веселые аниматоры – снеговик со Снегурочкой и курсировал солидный полицейский. Ему работы было мало. Граждане веселились, даже выпивали принесенные из дома напитки, но откровенно пьяных гуляк я не видел.

ДК Апатит
ДК Апатит

Мы подгребли к началу конкурсов. На сцену призвали четыре пары. Из четырех пар три оказались гостями Кировска. Одна пара из Ярославля, а две из Подмосковья. В конкурсе победили ярославцы.

Потом мы танцевали, водили хороводы, подпевали ведущим и ждали Дедушку Мороза. Он пришел ближе к трем часом ночи, поздравил нас и пошел в народ фотографироваться. Платон долго пытался прорваться сквозь толпу взрослых, желающих сделать селфи с Дедушкой и преуспел.

А утром 1го января неумолимый папа поднял детей на катание. Накануне мы оплатили 4 дня катания и я не желал терять не минуты. Тем более, что 1го января утром на склоне было тихо и почти безлюдно, за исключением полутора-двух десятков таких же жестоких родителей с сонными детьми.

1го числа горы окутались облаками, рассвет и закат не были столь очевидны. Мы катались в серой дымке, но нам это не мешало осваивать склоны. Я решился на прокат по красной трассе и был слегка обескуражен, потому что не понял разницы между красной и синей трассой. Синяя оказалась немного поровней, чем красная, но с таким же уклоном. Разогнаться на красной получалось лучше, но потом красная и обе синих сливались в один поток, с достаточно крутым и узким участком. Поскольку этот участок должны были преодолевать все, за исключением профи, слетающих с черной трассы, уже через два часа катания, совместными усилиями лыжников и сноубордистов, участок распахивался до состояния манной каши с комочками, в которой бултыхались и начинающие и продвинутые и такие самоуверенные нахалы, как мы. Если я на этом участке притормаживал, чтобы никого не зацепить, то Платон наоборот набирал скорость и проскальзывал, чтобы встретив меня внизу радостно сообщить мне, что он снова меня обогнал.

Пока мы осваивали склоны, Лена осваивала трассу для беговых лыж и городской каток. В нее еще не проникла отрава скоростных спусков и моя драгоценная супруга кутала нас, следила, чтобы мы мазали кремом лица перед тем, как выйти на улицу и наказывала мне не морозить детей и следить, чтобы они не замерзли.

-5

На каток мы сходили вместе днем 2го числа. Кроме нас там было еще человек пять, остальных разогнал мороз. 2го января в Кировске было минус двадцать один градус. Что совершенно нам не помешало с утра поехать кататься. День был ясным и солнечным, народу было мало и мы даже скатались на Южный склон, но сочли трассы скучными, а подъемы долгими и некомфортными и вернулись на Северный.

Вечером 2го числа, уже после катка, мы решили съездить на вечерние покатушки. Покатались отлично, но я был неприятно удивлен тем, что вечерний прокат надо оплачивать отдельно. Но оно того стоило. Лететь на полной скорости по почти пустой трассе и успевать любоваться ночным Кировском – это незабываемое впечатление.

Третьего января мы решили, что Лена должна подняться с нами на гондоле (это второй вариант забраться на гору) и увидеть эту красоту своими глазами, и у меня родилась идея эпичного видоса, который Лена должны была снять по дороге обратно из гондолы. Поскольку скорость гондолы небольшая мы не спеша ехали внизу и показывали плавные повороты. Все получилось, но немного не учли метеоусловия и толпу отдыхающих, которые в самый ветреный и морозный день поперлись смотреть на Кировск сверху. Очередь на гондолы выстроилась метров на сто. Посадка в гондолы – это то еще приключение. Лыжи и сноуборды внутрь брать нельзя, их надо воткнуть в специальные пазы снаружи. Вот представьте, вам надо вырваться из замерзшей толпы, успеть воткнуть лыжи в пазы и запрыгнуть во внутрь, пока гондола с вашими лыжами не уехала наверх. Дети оказались ловчее, мы поехали в следующей гондоле.

Оказавшись наверху, замерзшая Лена сразу попросилась обратно. Ветер почти валил с ног и конечно осматриваться никакой возможности не было.

Именно в этот день и состоялся эпический диалог между детьми и родителями, про который я уже писал. Напомню, что мы зашли погреться в центральное здание курорта и расположились радом с семьей лыжников – мама, папа растирали ноги мальчику и девочке лет 6-7. Девочка засунула ноги папе подмышки и уже не плакала, а мальчик обалдевшими глазами смотрел на маму, которая растирала ему ногу и приговаривала: «Растирай себе вторую ногу, сделай хоть что-нибудь для своего выживания».

-6

Восхитившись методами воспитания, мы пошли кататься дальше. Но показав Лене вершину и наше мастерство уже на гору больше не полезли – было холодно и много народу. Вечер мы посвятили осмотру достопримечательностей и ноги принесли нас в Музей камня, он же по совместительству корпоративный музей завода АНОФ.

В музее совершенно изумительная композиция, посвященная освоению Хибинских гор, строительству завода и города, показаны макеты механизмов, машин, подземелья в разрезе и огромная коллекция минералов. Я не могу себе представить, что существует такое количество каменей с разными свойствами и разных видом.

-7

Четвертого числа был завершающий день. Мы решили, что будем кататься утром и после перерыва на обед, что и сделали. Съездили для разнообразия на Южный склон, покатались на бугеле Южного склона. 1700 метров скользишь с палкой под ягодицами на приличной скорости.

Спускаясь с горы предпоследний раз я понял, что накатался и даже устал. Что вот оно самое то и силы рассчитаны правильно и поехал еще раз, чтобы красиво завершить наши покатушки.

Летя навстречу Кировску в финальную катку я мысленно благодарил Кировск и Хибины за гостеприимство и хорошую погоду. Едва завершив свой благодарственный спич воплем «Спасибо», я почувствовал, что лыжи уходят далеко вперед, а я кубарем качусь по склону. Как у меня получилось убраться на совершенно ровном месте - непонятно. Меня закрутило, лыжи послушно отстрелились, палки отлетели в разные стороны, а голова со всей дури ударилась об снег. В голове явственно прозвучало: «Пожалуйста». Хотя наверно это моя фантазия, разыгралась.

-8

Мимо пролетели лыжники, поинтересовавшись нужна ли помощь, но я смог подняться самостоятельно.

Вниз я ехал крайне осторожно, помня свое падение и еще раз поблагодарил Гору уже когда спустился и отстегнул лыжи.

Домой мы добрались без особых приключений. Основным беспокойством было – заведется машина в минус 30 или нет. Машина завелась. Мы дома и уже планируем новые покатушки.

-9