Найти в Дзене
конформист

"Куда,куда Вы удалились ?": бегство "мусорного короля" Подмосковья...

Для Андрея Шипелова мусор — семейный бизнес. Его тесть, нижегородский депутат Вадим Агафонов занимался отходами с начала 2000-х. Шипелов утверждает, что решение о том, чтобы заняться мусором, принял самостоятельно: «Мы никогда не смешиваем семью и бизнес». Первый серьезный капитал Шипелов "сколотил" на торговле нефтепродуктами. В 28 лет стал директором по развитию Российской венчурной компании , а через два года, в 2009-м, перебрался в Волгоградскую область на должность советника губернатора по экономике. Там он познакомился с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым (у госкорпорации было несколько проблемных активов в регионе) и убедил его создать инвесткомпанию «РТ-Инвест», в которой «Ростех» получил блокпакет, остальное — Шипелов с тестем. Предполагалось, что «РТ-Инвест» будет развивать новые технологии, в том числе в переработке отходов.

Крупный бизнес в стране заинтересовался переработкой отходов в начале 2010-х, когда правительство только начало обсуждать «мусорную реформу». Из-за переполненных свалок регионы стали тонуть в мусоре. Запахло социальным взрывом, и губернаторы попросили федеральный центр помочь. Правительство решило «поднять» уровень принятия решений с муниципального на региональный. По новым правилам губернатор и областное правительство должны были утверждать тариф и отбирать региональных операторов, которые будут контролировать утилизацию всего мусора и станут единственными получателями платежа по «мусорному» тарифу. Крупный бизнес привлекла не столько тарифная маржа 5%, сколько «прокачиваемый через себя» оборот, поясняет один из "игроков". Кроме того, региональный оператор имеет все шансы монополизировать не только коммунальные отходы, но и более маржинальный строительный и промышленный мусор.

-2

Компания «РТ-Инвест» начала готовиться к реформе заранее. В 2013-м купила казанского мусорного оператора ПЖКХ за 1,2 млрд рублей (80% суммы взяла в кредит). На очереди была нижегородская АГЖО Вадима Агафонова, но сделка сорвалась. Конфликт интересов ни при чем, заверяет Шипелов: «Не дошли до понимания, что один плюс один [ПЖКХ плюс АГЖО] — это больше, чем два». В 2014 году «РТ-Инвест» заключила с мэрией Москвы 15-летний контракт на 12,6 млрд рублей на вывоз мусора из Северо-Западного округа (компания была единственным участником тендера).

На следующий год Шипелов выкупил пакет тестя. Сумма сделки была «скромной», заверяет Шипелов. Она была закрыта до запуска нашумевшего «Платона» («РТ-Инвест» стала оператором системы без конкурса).

На подходе был еще один скандальный проект — мусоросжигательные заводы для Подмосковья и Казани. «Мы ничего не фантазировали, просто взяли успешную модель, как можно сократить количество полигонов практически до нуля», — говорит Шипелов. Идея возникла у него еще в 2011 году как часть комплексной системы по обращению с отходами. Она должна была спасти столичный регион, который превращался в огромную свалку. В 2017 году «РТ-Инвест» выиграла тендеры Мин­энерго на строительство мусоросжигательных заводов (четыре в Подмосковье и один в Казани), став их единственным участником. «Во-первых, санкционность, во-вторых, все понимали, что пионерам этого бизнеса придется столкнуться где-то с общественным мнением, где-то с непониманием регулирования этих процессов», — объясняет Шипелов отсутствие конкурентов. На следующий год «РТ-Инвест» стала крупнейшим оператором Подмосковья, взяв под управление 60% отходов региона. Три десятилетних контракта на 109 млрд рублей компания получила при отсутствии конкурентов — другие заявки не были допущены к конкурсу.

Помогает ли «Ростех» в диалоге с властями и конкурентами? «Девиз «Ростеха»: партнер в развитии», — улыбается Шипелов. С 2017 года он не контролирует «РТ-Инвест», 39,9% компании за 2 млрд рублей он продал Сергею Скворцову, советнику и бывшему заместителю Чемезова. Шипелов получил 200 млн рублей наличными, остальное было инвестировано в проекты компании «РТ-Инвест». Инвестиции Шипелов оценивает в 186 млрд рублей: 150 млрд на заводы, остальное на строительство комплексов по переработке отходов, сортировке и технику. Госбанки предоставят 70–80% суммы, возврат — за счет тарифов. За энергию от сжигания мусора заплатит промышленность, а за утилизацию — население. По словам Шипелова, ставка на тариф принесет максимум 10–15%. «Если ты хочешь зарабатывать больше, начинай перерабатывать вторичные ресурсы», — говорит он и уверяет, что проекты уже на подходе.

С.Чемезов
С.Чемезов

Глава Ростеха Сергей Чемезов, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и Ко нашли простой способ избавиться от мусора: создать вблизи каждого крупного города мусоросжигательные заводы-душегубки и гигантские свалки. Они появятся по всей России вблизи от жилых домов – как в Казани, Архангельске или Коломне. Олигархи не слушают людей, которые не хотят жить на помойках.

В середине мая Сергей Чемезов пожаловался , что из-за законодательных и финансовых трудностей строительство 5 МСЗ (в Солнечногорске, Наро-Фоминске, Воскресенске, Богородском городском округе Московской области, а также под Казанью) может быть сорвано.

Экс-депутат Госдумы, эколог Максим Шингаркин заявил, что глава компании "РТ-Инвест" Андрей Шипелов, столкнувшись с серьезными проблемами , уехал из РФ. По данным Шингаркина, это произошло на фоне проверок строящихся МСЗ, где были выявлены явные нарушения и по их фактам решаются вопросы о возбуждении дел.

Напомним, Шингаркин является категорическим противником строительства МСЗ. В феврале 2022 года его так жестоко избили, что жизнь экс-депутата оказалась под угрозой.

Максим Шингаркин после нападения. Фото: Газета.Ру
Максим Шингаркин после нападения. Фото: Газета.Ру

Как рассказал Шингаркин, само строительство МСЗ фактически не ведется, сроки их сдачи постоянно переносятся, а на стройплощадках почти ничего не происходит. Из 4 планируемых заводов в Подмосковье что-то построено только в Воскресенске, но там, по его словам, "разваливается фундамент" - и официально подтверждены многочисленные "изъяны", которые не позволяют запустить завод. При этом "миллиарды евро", выделенные на проект из бюджета, успешно "осваиваются", заявил Шингаркин.

Эксперты ( кандидаты и доктора наук, физики, химики, гидрогеологи) проанализировали проектную документацию типового завода в Подмосковье. Строительство идет в рамках федеральной программы «Чистая страна». «В случае успеха эта модель будет распространена на другие крупные города России», – говорится на сайте правительства: http://government.ru/news/25945/. То есть это коснется каждого, где бы вы ни жили.C полным текстом заключения можно ознакомиться в : https://drive.google.com/file/d/1PrhkyqoOOlzwBPTdQJK1z9XrkHZLr8ip/view?usp=sharing и https://yadi.sk/i/08Qjgm8AwI92PQ (короткий вариант).

В целом проект МСЗ не выдерживает никакой критики - ни с технической, ни с экологической, ни с юридической точки зрения, считает М. Шингаркин . Приведем в подтверждение его слов некоторые факты. Если коротко – из-за этих заводов мы все довольно быстро посадим здоровье, а сотни тысяч умрут. Многие, кто успеет родить детей, – родят больных. И огромные деньги потребуются, чтобы покрыть вред из-за строительства. От смертельно опасных выбросов нас собираются защищать активированным углем, а ядовитые остатки сжигания мусора (38% от изначального объема, 260 тысяч тонн ежегодно от каждого МСЗ) планируется возить через всю страну, из Подмосковья в Томск.

Под видом мусоросжигательных заводов по всей стране намерены строить теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на смеси газа и мусора.

1. КПД такой ТЭС предельно низок и составляет около 20 %. Каждая такая ТЭС будет являться источником выбросов около 1,5 млн. тонн в год углекислого газа. Экологические последствия такого выброса в проекте не рассматриваются. Себестоимость получаемой электроэнергии будет до 7 раз выше, чем на АЭС и до 16 раз выше, чем на обычных газовых ЭС.

Но "золотое электричество"- это не самое страшное. Это только цветочки.

2. В проекте, в отличие от широко разрекламированных МСЗ фирмы Hitachi-Zosen Inova, реализующих 5-6 ступенчатые системы очистки (такие якобы собирается строить «РТ-Инвест» ), предлагается дешевая и примитивная трехступенчатая система очистки с упором на активированный уголь, что не обеспечивает необходимую очистку дымовых выбросов. Это и приводит, в соответствии только с расчетными данными, представленными в проекте, к выбросам в воздух набора из 46 вредных веществ класса опасности от 3-го до 1-го в количестве около 2400 тонн в год, в том числе к выбросам около 2 тонн в год веществ 1-го класса опасности, которые являются аналогами боевых отравляющих веществ.

Для сравнения: только один предлагаемый в проекте МСЗ будет выбрасывать в воздух диоксинов как все 77 работающие в настоящее время МСЗ США. Напомню, что диоксины армия США распыляла во время вьетнамской войны: это одно из самых страшных боевых отравляющих веществ, известных человечеству.

3. Каждый завод отравит почву на 100 квадратных километров вокруг. Из-за этого:

- ущерб здоровью населения – в результате врожденных и приобретенных заболеваний, в том числе онкологических, люди будут больше болеть и меньше жить, снизится рождаемость за счет врожденного бесплодия,

- размер убытков от эксплуатации завода в виде штрафных платежей за длительный период вывода из использования загрязнённых диоксинами земель сельхозназначения, принадлежащих частным и юридическим лицам, а также из-за понижения кадастровой стоимости земель населённых пунктов может достичь триллионов рублей на один проектируемый МСЗ. С учетом планов правительства РФ по строительству в МО до 15 подобных МСЗ, только убытки могут превышать расходную часть бюджета всей Российской Федерации. Ну, а кто выживет – тот разорится.

4. Ввод в строй четырех МСЗ в МО должен по оценке бывшего министра экологии и природопользования Московской области Александра Когана привести к увеличению тарифа на сбор и вывоз бытовых отходов для жителей региона Москва+МО с сегодняшних 1,5 тыс. до 10-12 тыс. руб./год за тонну с человека. Указанная оценка следует из обязательств правительства МО включать в новые тарифы абсолютно все расходы «РТ-Инвест», хоть как-то связанные с постройкой и эксплуатацией мусоросжигательных заводов, в том числе и проценты по банковским кредитам.

По мнению М.Шингаркина вместо мусоросжигательных заводов можно построить "обычные газовые котельные". А органические отходы, в том числе "просрочку" из магазинов, утилизировать на территории Москвы либо "отправлять на корм курам", чтобы они несли столь востребованные яйца, - а не на подмосковные МСЗ и полигоны.

-5

Пока информация о проверках на МСЗ и отъезде Шипелова не подтверждена другими источниками. Но экоактивисты и жители районов, над которыми нависла угроза отравления диоксиновыми выбросами, в соцсетях и чатах уже выражают неприкрытую радость. Возможно, теперь "ядовитые душегубки" и вовсе не будут построены, надеются они.

В статье использованы материалы из общедоступных источников , в т.ч. из ecmo.ru