Найти тему
2,3K подписчиков

Образование, которое мы хотим | Любовь или зависимость от знаний?

Photo by Nino Carè / Pixabay.
Photo by Nino Carè / Pixabay.

Автор Андрес Гарсиа Барриос

(Самая читаемая статья 2023 года в журнале Observatory Института будущего образования Монтеррейского Технологического Университета)

В предыдущих текстах я предполагал, что основой всего человеческого опыта является личность человека, но теперь я понимаю, что, когда я думаю о личности человека (его идентичности), она полностью ускользает из моих рук, так же, как все мы ускользаем от своей собственной личности, видя его отражение в воде (я не первый, кто это говорю).

Как моя личность (которая меня определяет) может ускользнуть от меня? Есть что-то странное в том, чтобы говорить «Я — это я» и быть неспособным точно сказать, что я имею в виду. Возможно, было бы достаточно поддаться этому опыту, не пытаясь его объяснить, и все же у меня есть камешек в ботинке, который мешает мне сделать это. А именно, недавнее появление научных теорий, которые говорят, что наша изношенная и размахиваемая идентичность является не чем иным, как побочным эффектом мозговых процессов (практически бесполезный побочный эффект, не имеющий собственного решения, говорит нейробиолог Хоакин Н. Фустер в своей книге «Нейронаука: церебральные основы нашей свободы»). Знакомство с этими теориями глубоко потрясло меня. Это привело меня (признаюсь, после великих интеллектуальных мучений) к безошибочному ощущению, что я нечто большее, чем своего рода нарост разума, гораздо больше, чем личность, которая наивно верит, что может влиять на реальность, хотя все, что она делает, это свидетельствует , как пассивный наблюдатель, об окружающей его среде и действиях, которые выполняет мозг.

Ясное чувство

Слово «любовь» имеет несколько особенностей; оно одно из немногих, сохранившихся от своего латинского предшественника «Amor», происходящего от индоевропейского «Amma», что означает «мать» (слово, которое, как видите, не претерпело многих изменений или). Нил де Грасс Тайсон, знаменитый астрофизик, сменивший Карла Сагана в сериале «Космос», объясняет, что эволюционный процесс породил чувство любви, когда появились млекопитающие; то есть матери возникли, когда животное впервые вскармливало своих детенышей. (Правда в том, что, хотя сами слова предполагают это, я не могу не думать, что цыплята также испытывают любовь к своей наседке, любовь, которая соответствует той, которую она дает им при высиживании яйца, как внешняя утроба) .

Слово «Любовь» также является одним из самых манипулируемых слов, наиболее часто используемых и размахиваемых. Так и должно быть. Оно создано для того, чтобы мы пользовались им по небрежности, потому что ведь (как знает читатель) оно никогда не теряло и никогда не утратит своей сути. Оно само по себе является сущностью, более конкретной, чем любая материя.

Однако это также слово, которое возмущаются использовать те из нас, кто пытается размышлять о нем более или менее рационально (и кто иногда хочет быть «поэтичным»). Это очень нетеоретически и вряд ли «академично!» А что касается поэзии, то она часто звучит банально.

Возможно, проблема со словом «Любовь» в том, что, чтобы не упоминать его впустую, нужно указать на то, что придает ему сущностную ценность, поэтому нельзя не упомянуть и о глубочайшей человеческой трагедии.

Боль бытия

Блаженно дерево, лишённое сознанья,
блаженны камни – те совсем неуязвимы.
ибо нет большей боли, чем боль быть живым…
Рубен Дарио

Когда мне было двадцать, я решил написать сборник стихов, пародирующий знаменитые «Элементарные оды» чилийского поэта Пабло Неруды. Мой назывался «Элементарный винтик», и я говорил обо всем, что могло ежедневно беспокоить такого молодого человека, как я. Я помню, что первое стихотворение называлось «К черту, будь собой» и начиналось со слов откровенного сожаления: «Все время, все время будьте никем, кроме самого себя! Думай, что хочешь, говори, что хочешь, чувствуй то, что чувствуешь! Никогда не будь кем-то другим!» (Стихотворение продолжалось так, стенающими стихами, а книга так и не была подделана и была лишь попыткой).

Это сожаление было не чем иным, как высказыванием того, что иногда «я терпеть не могу даже самого себя», что мы все чувствуем. Однако, если бы кто-нибудь из читателей сочувствовал тому молодому человеку, которым был я, послушайте теперь ту же самую идею, исправленную и усиленную в красоте и боли во фразе португальского поэта Фернандо Пессоа в его «Книге беспорядков». Это звучит так: «Я завидую всем, кто не я».

Мы знаем, что непостижимая боль, которую выражают эти слова, относится не только к бесконечной веренице проблем, которые несет человек, но и к чему-то более глубокому: типично экзистенциальной боли быть самим собой, быть собой, которое живет так, как будто оно отделено от других, от чего-то «существенного», как если бы оно оторвалось от первозданной почвы и теперь падало в бездонную яму, не имея возможности ухватиться за что-то, что его удерживает (или хотя бы дает передышку, как чудесная Алиса из Уолта Диснея), которая во время своего первого падения садится на минутку отдохнуть в кресло-качалку, которое тоже падает).

Даже в условиях, не столь экстремальных, как у Фернандо Пессоа, люди стремятся разрешить то чувство бесконечно бесполезного поиска, которое иногда одолевает нас («чувство завершенности/незавершенности», как называет его Эрих Фромм; мы также можем сказать, что мы «тотальность, в которой чего-то не хватает», по словам Ортеги-и-Гассета).

Рождаясь снова и снова

Мы не материальные существа, которые учатся быть духовными
но духовные существа учатся быть материальными.
Приписывается Пьеру Тейяру де Шардену.

От первой боли нас спасает материнская любовь: Любовь матери, и, конечно, и отца (материнская любовь отца: назовем ее так, чтобы объяснить, пусть она и стереотипна). Материнская любовь, говорю я, спасает нас от первой боли, позволяя нам вернуть немного мирных объятий, которые были у нас до рождения. Этот мир также позволил нам впервые ощутить чувство, которое однажды мы назовем «доверием». Материнская любовь учит нас тому, что мы можем доверять себе. Одновременно любовь, которую мы называем «отцовской» (опять же стереотипно, потому что она тоже в руках матери), учит нас доверять миру.

Большой интерес с точки зрения образования представляет собой то, что, хотя рождение и детство являются этапами, на которых человек начинает познавать боль и признавать ее, подростковый возраст уступает место первому исследованию того, как противостоять ей и найти решение. Подростковый возраст — это этап путешествия, на котором человек полностью осознает, что он падает, и может научиться создавать группы друзей, которые собираются вместе… или можно запаниковать и попытаться убежать.

Побег принимает множество форм. Мы знаем наркотики, деньги, славу, власть, секс, еду… Но мы также одержимы хорошими оценками, информацией и знаниями. Да, даже знание, информация и все виды рациональных процессов могут быть формами бегства, недалеко от того, что мы называем аддикцией, что на латыни означает привязанность к кому-то или чему-то с понятным фоном рабства. Я считаю, что порок, овладевший нашим разумом, можно охарактеризовать как жажду истины или, точнее, жажду уверенности. Архетипом этой человеческой вины является доктор Фауст, продающий свою душу дьяволу, чтобы тот открыл ему тайны мироздания.

Да, знание, разум и наука могут пробудить в нас прожорливость, как всякий хороший сладкий хлеб. В наших беспокойных руках этот похвальный процесс под названием «Обучение для жизни» может стать плацебо, полным уверенности, которую нам придется бесконечно и жадно обновлять, иначе мы рискуем остаться в вакууме, еще худшем, чем мы чувствовали вначале.

Парашют

Таким образом, обучение может быть любовью к мудрости или зависимостью. Я думаю, разница в том, что с первым мы действительно учимся падать, отпускать и отказываться от иллюзии, что вдруг появится отрасль знаний, которую мы сможем ухватить. Как и в случае с материнской любовью, обучение пробуждает доверие.

Когда кто-то с любовью учит нас физике, химии, биологии или любой другой науке или знаниям, это открывает нам опыт, в котором мы можем почувствовать сочувствие мира. Возможно, именно это имело значение в словах мадам Кюри, когда она сказала: «В жизни не надо ничего бояться, только понимать это».

В этом мире есть много хороших вещей, но все они начинаются с принятия нашей тайны. Как только вы достигнете этой точки, вы перестанете бежать и позволите себе упасть. Тогда вы сможете обнаружить парашют, который вы носите. Разговор здесь о «парашюте любви» может показать, насколько я глуп (я всегда говорил, что я больше, чем интеллектуал, я сентименталист), поэтому мне лучше упомянуть великое стихотворение, описывающее то же самое. В «Альтазоре: Путешествие на парашюте» Висенте Уидобро главный герой утратил свое «первое спокойствие», но обнаруживает, что может спуститься, падая «от сна к сну», раскачиваясь в ритме колокольчиков/ласточек (Golón… golón… Drina , golón… trina), перед неподвижным светом влюбленных (мужская и женская гора с мужской и женской луной) и узнавая любимую женщину (Будете ли вы слепы, если Бог дал вам эти руки? Вы бы молчали, что Бог дал тебе такие глаза?).

Открытие парашюта любви – непременное условие появления реальности.

Конец, который не заканчивается

Знание — это то же самое, что любовь, когда оно позволяет нам рассматривать себя и других как цель, а не средство для чего-то. Да, никто не является средством достижения чего-либо (я никогда не являюсь «средством», даже для достижения собственного будущего).

Но как возможно, что мы являемся самоцелью, если цель — это всего лишь вывод, нечто, что после долгой гонки затихло, и мы (как я уже сказал) падаем (с парашютом или без него)?

Если после всех этих диссертаций еще найдутся читатели, которые последуют за мной, они наверняка откажутся от этого текста, когда услышат мой ответ: потому что человеческие существа — это цель, которая никогда не кончается (это, на мой взгляд, фундаментальная часть нашей необъяснимой существование).

Наша идентичность (тот «кто-то», а не «что-то», которым мы являемся) столь же реальна, сколь и непостижима. Это не относится к тем управляемым и доказуемым вещам (даже к тем, которые наука стремится «когда-нибудь доказать»). Быть «я», будучи в то же время неспособным понять себя, — это одна из величайших загадок, которые духовность пытается разгадать. Для иудео-христианина, которым я обычно являюсь, все сводится к утрате первоначального райского состояния, т. е. к падению. Для тех из нас, кто так считает (хотя мы думаем иначе), падение началось не в этом мире, и не с объяснениями этого мира мы можем его понять.

Никакого выхода нет: я знаю, что углубляюсь в богословие, но на данном этапе игры не делать этого невозможно. И под «этим этапом игры» я имею в виду отчаяние, в которое впали многие из нас, изгнав трансцендентную любовь из наших теорий (будь то банальных или игривых) и пытаясь объяснить человеческую тайну с помощью сухих рассуждений, среди которых наиболее «Человеческие» осознают, что мы — острова уверенности в океане неопределенности. Тем не менее, мы все еще пытаемся спастись с помощью сложных объяснений (см. теорию сложности Эдгара Морена). Другой тезис предполагает, что каждый владеет своей истиной, что придает нам смысл (см. постмодернистскую философию, в этом случае объяснения не сложны, а множественны и непроницаемы друг для друга). Есть и откровенно антигуманные идеи, вроде упомянутых мною, которые утверждают, что мы являемся лишь побочными эффектами мозговых процессов.

Любовь и знания

Возможность собрать любовь и знание делает падение жизненно важным и трансцендентным. Иными словами, возможность «выйти за пределы разума, не теряя разума» (как говорит философ Карл Ясперс) позволяет нам погрузиться в покой в полноте тайны и заменить стремление к определенности другим типом опыта, который описывает Альберт Эйнштейн в его ответ литературному критику, который не мог поверить, что первооткрыватель теории относительности был религиозен: «Да, вы можете сказать, что я религиозен. Попробуйте проникнуть нашими ограниченными средствами в тайны природы, и вы обнаружите, что за всеми различимыми законами и связями остается нечто тонкое, неосязаемое и необъяснимое. Почитание этой силы, превосходящей все, что мы можем постичь, — моя религия. В этом смысле я религиозен».

Благодаря всему вышесказанному я надеюсь показать – хотя бы немного – как любовь участвует в образовании, которого я хочу. Мне ясно, что говорить об образовании, не говоря о любви, невозможно.

Источник