Батискаф «Титан», выращенная в лаборатории курица, непутёвые роботакси «Круиз» — в нашем ежегодном списке худших технологий.
Представляем наш ежегодный список худших технологий. В этом году произошла технологическая катастрофа, которая стала для нас особым уроком — это взрыв подводного аппарата «Титан», когда тот погружался, чтобы посмотреть на «Титаник».
Все предупреждали Стоктона Раша, создателя батискафа, что это небезопасно. Но он полагал, что новаторство означает отказаться от правил и идти на риск. Он пренебрёг инженерно-техническими требованиями в пользу своих фантазий. Он и ещё четверо погибли.
Это показывает нам как дух инноваций может бежать впереди паровоза реальности, порой с неприятными последствиями. В прошедшем году мы наблюдали этот феномен снова и снова, например, когда подразделение GM Cruise запустило в обращение роботакси до того, как они были готовы. Неужели компания так спешила потому, что теряет 2 миллиарда долларов в год? Другие находят изощренные способы сохранить надежду, как, например, компания, которая хвастается своим промышленным оборудованием, но по-прежнему потихоньку продолжает выращивать лабораторное мясо кустарным способом. Однако самое неприятное — это когда истинно верующие не видят надвигающейся катастрофы, а мы видим. Так обстоит дело с новым «Ai Pin», спроектированный за десятки миллионов долларов, который призван заменить смартфоны. Нам это кажется титаническим провалом.
Батискаф «Титан»
Этим летом мы безотрывно наблюдали за лентами новостей, где на глубине 3500 метров разворачивалась драма в глубине океана. Экспериментальный батискаф с пятью членами экипажа потерялся после погружения с целью найти обломки «Титаника».
«Титан» представлял собой радикальную конструкцию глубоководного аппарата — трубу из углеродного волокна размером с микроавтобус, управляемую с помощью джойстика, которая, по представлению аэрокосмического инженера Стоктона Раша, должна была открыть пучины морские для нового вида туризма. Его компанию OceanGate предупредили, что судно не испытывалось при давлении в 400 атмосфер. Его ответ? «Я думаю, что это генерал Макартур сказал: «Вас помнят за правила, которые вы нарушили», — сказал Раш YouTube-блогеру.
Но нарушать законы физики — так не работает. Двадцать второго июня, четыре дня после того, как связь с «Титаном» была утеряна, глубоководный робот обнаружил остатки батискафа. Вероятнее всего его разорвало давлением воды.
Помимо Раша, погибли следующие пассажиры:
- Хэмиш Хардинг, 58 лет, турист;
- Шахзада Давуд, 48 лет, туристка;
- Сулеман Давуд, 19 лет, турист;
- Поль-Анри Наржоле, 77 лет, эксперт по Титанику.
Выращенное в лаборатории мясо
Вместо того, чтобы убивать животных ради еды, почему бы не производить говядину или курицу в лабораторных чанах? В этом гуманизм идеи «выращенного в лаборатории мяса».
Проблема, однако, в том, чтобы производить продукцию в больших масштабах. Возьмём, к примеру, Upside Foods. Стартап из Беркли, штат Калифорния, собрал более полумиллиарда долларов и демонстрировал ряды больших блестящих стальных биореакторов.
Но вскоре журналисты узнали, что Upside — птица в заимствованных перьях. Её флагманское «цельнотекстурированное куриное филе» производилось не в больших баках; для их производства компания выращивала клетки куриной кожи в лабораторных колбах куда меньшего размера. Затем тонкие слои клеток вручную собирали и прессовали в кусочки курицы. Другими словами, Upside тратила много труда, пластика и энергии, почти не производя мяса.
Самир Кураши, бывший сотрудник, рассказал Wall Street Journal , что знает, почему Upside раздувала потенциал продуктов питания, выращенных в лаборатории. «Это принцип «мухлюй, пока не получится», — сказал он.
И хотя выращенная в лаборатории курица одобрена FDA, есть сомнения, сможет ли лабораторное мясо когда-либо конкурировать с настоящим мясом. Курица в супермаркете продается по цене 4,99 доллара за фунт. Upside до сих пор не озвучила, сколько стоит изготовление лабораторной версии, но в Сан-Франциско, в ресторане, отмеченном звездой Мишлен, несколько кусочков её продаются за 45 долларов.
Upside признала наличие проблем. «Мы подписались на эту работу не потому, что это легко, а потому, что мир остро в этом нуждается», — говорят в компании.
Обновление: Upside Foods отреагировала на эту историю следующим заявлением своего генерального директора Умы Валети.
«Мы разочарованы тем, что эта статья не даёт точной картины прогресса в области выращивания мяса и не даёт правильного контекста для первого продукта UPSIDE. Компания UPSIDE успешно и неоднократно демонстрировала, что мы можем масштабировать нашу технологию суспензий для производства вкусных продуктов с измельчённой текстурой и смешанных продуктов. Эта платформа является основой коммерческого завода, который мы сейчас строим, и позволит обеспечить крупномасштабное производство после получения одобрения регулирующих органов. Компания UPSIDE гордится тем, что установила высокую планку для всех наших текстурированных продуктов из курицы, которые подаются сегодня. Мы продолжим быть пионерами в решении проблемы устойчивого питания растущего населения планеты, сводя при этом к минимуму воздействие на окружающую среду, и остаёмся непоколебимыми в достижении нашей цели — предоставлять потребителям вкусное и безопасное культивируемое мясо. Хотя мы знаем, что впереди нас ждет много проблем, UPSIDE предпочитает работать с оптимизмом, упорством и настойчивой решимостью в направлении нашего видения лучшего будущего, опираясь на уже достигнутый прогресс и безотлагательность предстоящей работы».
Роботакси Cruise
Извините, любители автопилота, но мы не можем игнорировать неудачи этого года. Tesla только что провела массовый отзыв программного обеспечения после того, как автомобили, переведенные в режим автономного вождения, врезались в машины экстренных служб. Но самый большой переворот произошел в Cruise, подразделении GM, которое стало первой компанией, предложившей беспилотные такси в Сан-Франциско днём и ночью, с парком, превышающим 400 автомобилей.
Cruise утверждает, что роботакси не устаёт, не напивается и не отвлекается. Компания даже опубликовала в газете рекламное объявление на целую полосу, в котором говорилось, что «люди — ужасные водители».
Но в Cruise забыли, что человеку свойственно ошибаться — а от роботов нам этого не нужно. Вскоре именно обвешанные датчиками Chevy Bolt, принадлежащие Cruise, начали совершать заметные аварии, в том числе протащив пешехода на 20 футов. В октябре этого года Департамент транспортных средств Калифорнии приостановил работу роботакси GM, сославшись на «необоснованный риск для общественной безопасности».
Это удар для Cruise, который с тех пор уволил 25% своего персонала, а его соучредитель и генеральный директор Кайл Фогт, бывший студент Массачусетского технологического института, ушел из компании. «Мы временно приостановили обслуживание беспилотных автомобилей», — говорится на веб-сайте Круиза. В нем говорится, что он пересматривает вопросы безопасности и предпринимает шаги для «восстановления общественного доверия».
Распространение пластика
Пластик отличный. Он прочный, лёгкий, и ему можно придать практически любую форму: шезлонги, куклы, сумки, шины или нитки.
Проблема в том, что его слишком много, как сообщил в этом году Дуг Мэйн в журнале MIT Technology Review. Люди производят 430 миллионов тонн пластика в год (значительно больше, чем вес всех людей вместе взятых), но только 9% перерабатывается. Остальное попадает на свалки и, всё чаще, в окружающую среду. Мало того, что у среднестатистического кита в животе находятся килограммы этой ерунды, крошечные кусочки «микропластика» были обнаружены в безалкогольных напитках, планктоне и кровотоке человека и даже летают в воздухе. Последствия распространения загрязнения микропластиком для здоровья практически не изучены.
Осведомлённость о планетарном бедствии растет, и некоторые призывают к заключению «договора о пластике», который поможет остановить загрязнение. Провернуть такое будет сложно. Всё потому, что пластик такой дешевый и полезный. Тем не менее, исследователи говорят, что лучший способ сократить количество отходов из пластика — это вообще не производить его.
Pin компании Humane Ai
The New York Times провозгласила, что это — «серьёзная, смелая научно-фантастическая заявка» Кремниевой долины на смену смартфонам. Продукт? Пластиковая прищепка под названием Ai Pin с камерой, чипами и датчиками.
Устройство, которое избавит нас от телефонной зависимости, — достойная цель, но эта увесистая брошь за 699 долларов (которая также требует подписки за 24 доллара в месяц) — нет. В одном из первых обзоров устройство, разработанное стартапом Humane Ai, было названо «в равной степени волшебным и неуклюжим». С ударением на «неуклюжий». Пользователи должны произносить голосовые команды, чтобы отправлять сообщения или общаться с искусственным интеллектом (лазерный проектор в броши также будет отображать информацию на вашей руке). Она весит как мяч для гольфа, поэтому вы, вероятно, не станете вешать её на футболку.
Это создание супружеской пары, состоящей из бывших топ-менеджеров Apple Бетани Бонджорно и Имрана Чаудри, которые пришли к идее своего продукта под руководством буддийского монаха по имени Брат Дух (Brother Spirit), попутно собрав 240 миллионов долларов и зарегистрировав 25 патентов, сообщает Times.
Очевидно, что в его создание было заложено много мыслей, денег и инженерных разработок. Но, как отмечает обозреватель The Verge в области носимых устройств Виктория Сонг, «это нарушает главное правило хорошего дизайна носимых устройств: вы должны хотеть носить эту чёртову вещь». В нынешнем виде Ai Pin хорош, но всё-таки он пока не в состоянии потягаться с соблазнами дисплея.
Сверхпроводник социальных сетей
Сверхпроводник при комнатной температуре — это материал, не обладающий электрическим сопротивлением. Если бы он существовал, он сделал бы возможным создание новых типов батарей и мощных квантовых компьютеров, а также приблизил бы ядерный синтез к реальности. Это настоящий Святой Грааль.
Поэтому, когда в июле этого года из Кореи появилось сообщение о том, что вещество под названием LK-99 — реальная вещь, ищущие внимания пользователи Интернета были готовы поделиться. Эта новость впервые появилась в Азии вместе с онлайн-видео, на котором видно, как над магнитом плавает кусок материала. Затем последовала волна горячих отзывов в социальных сетях.
«Сегодня, возможно, произошло величайшее физическое открытие в моей жизни», — говорится в сообщении в X, которое было просмотрено 30 миллионов раз. «Я не думаю, что люди до конца осознают последствия… Вот как это может полностью изменить нашу жизнь».
Неважно, что пост написал маркетолог кофейной компании. Было интересно и весело видеть, как хорошо финансируемые стартапы бросают работу над ракетами и биотехнологиями, чтобы попытаться создать волшебное вещество. Кеннет Чанг, корреспондент New York Times, назвал LK-99 «Сверхпроводником лета».
Но летние мечты вскоре разлетелись по швам после того, как настоящие физики не смогли повторить работу. Нет, ЛК-99 не сверхпроводник. Вместо этого примеси в рецепте могли ввести корейских исследователей в заблуждение, а благодаря социальным сетям и всех нас тоже.
Плутовская геринженерия
Солнечная геоинженерия — это идея охладить планету путем выброса в атмосферу отражающих материалов. Это опасная концепция, потому что она не остановит парниковый эффект, а только замаскирует его. И кому решать заблокировать солнце?
Мексика запретила геоинженерные испытания в начале этого года после того, как стартап Make Sunsets решил, что может коммерциализировать эти усилия. Соучредитель Люк Айсман решил запустить в Мексике воздушные шары, предназначенные для рассеивания в небе отражающего диоксида серы. Стартап до сих пор продает на своем сайте «охлаждающие кредиты» по 10 долларов за штуку.
Выбрасывать частицы в небо теоретически дешево и легко, а потепление климата представляет собой огромную угрозу. Но, по мнению моего коллеги Джеймса Темпла, спешка может вызвать негативную реакцию, которая остановит прогресс. «Они нарушают право сообществ диктовать свое будущее», — сказал один критик.
Айсман не торопится раскаиваться. «Я не буду проводить опрос миллиардов людей, прежде чем отправиться в полёт», — сказал он. «Я не собираюсь спрашивать разрешения у каждого человека в мире, прежде чем попытаться немного охладить Землю».
Обновление: в этой статье говорилось, что чаны Upside Foods «не работают». Оно было обновлено, чтобы уточнить, что они не производят полнотекстурированный куриный продукт компании, и включить комментарий компании. Кроме того, в оригинальной статье говорилось, что генеральный директор Cruise Кайл Фогт был уволен. Вместо этого он подал в отставку.
Автор — Антонио Регаладо (Antonio Regalado).
Перевод — Андрей Прокипчук, «XX2 ВЕК».
Вам может быть интересно: