Найти в Дзене
Отцы-молодцы

Сердце не камень. Литературная педагогика

В прошлом году отмечали юбилей 200 лет со дня рождения Александра Островского — основоположника русской драматургии, реформатора русского театра. Нет ни одного российского театра, где в репертуаре не было бы Островского. И это закономерно. Он всегда актуален, интересен, педагогичен. К сожалению, «школьная» интерпретация Островского приводит к обратному эффекту – скуке на уроках. Печально. До конца жизни «ученик» не откроет для себя его драматургию. К тому же читать пьесу неподготовленному читателю сложно. Одна надежда – прийти в театр и открыть его заново, если, конечно, режиссер не будет показывать на Островском голых барышень (современный театр без этого уже не может). Есть еще один путь к произведениям Островского – кино. Экранизаций не так много. В этом смысле Островскому не так повезло. Самыми запоминающимися, наверное, являются феноменальная «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным (пожалуй, лучшая его роль в кино) и «Жестокий романс».
На днях по «Культуре» шел худ.фильм «Сердце не камень» (1989, реж. Леонид Пчелкин) с Еленой Яковлевой в главной роли, больше запомнившейся в кино в образе «интердевочки». Достоинством фильма является его близость к оригиналу. Текстовка совпадает почти на 100%. Главная героиня – Вера Филипповна проходит череду испытаний и искушений (особенно изощренных со стороны женщин!) и выдерживает их благодаря своей совести. Она добрая, немного наивная и чистая душой женщина, окруженная криводушными людьми, начиная от своего дряхлого мужа – Потап Потапыча, и заканчивая странником Иннокентием. Сюжет почти детективный. Отсюда и напряжение на всем протяжении повествования. Но главное не в сюжете. Главное в психологии героев. Весь смысл жизни Веры Филлиповны был в помощи бедным и нуждающимся. На протяжении всего действа не покидает мысль, что будет с главной героиней, когда ее муж-старик покинет грешную землю. Раздаст ли она все свое огромное наследство? Островский тоже рассуждает на эту тему и далеко заглядывает в будущее своей героини. Молодой приказчик Эраст (кстати, не менее интересный персонаж для психологического анализа), неравнодушный к В.Ф., восклицает, обращаясь к ней: «Вы теперь всех людей любите и добрые дела постоянно делаете, только одно у вас это занятие и есть, а себя любить не позволяете; но пройдет год или полтора, и вся эта ваша любовь… я не смею сказать, что она вам надоест, а только зачерствеет, и все ваши добрые дела будут вроде как обязанность или служба какая, а уж душевного ничего не будет. Вся эта ваша душевность иссякнет, а наместо того даже раздражительность после в вас окажется, и сердиться будете и на себя и на людей». С этим утверждением соглашается даже сама В.Ф., старательно отгоняющая от себя мысли о счастье в любви к мужчине. Интрига остается до последнего момента. И домыслить будущее героини предстоит зрителю.