1. Проверка домашнего задания
2. Подготовка к восприятию стихотворения.
-Сегодня мы будем читать стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Но сначала вспомним то время, когда поэт отбывал ссылку в имении Михайловское. Это было зимой 1825 года.
-Какое настроение было у Пушкина в это время? (печальное, он скучал по друзьям).
-Кто жил с ним в имении? (няня Арина Родионовна)
Арина Родионовна - с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки. Для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей. Она знала много русских народных сказок. Няня рассказывала об обычаях русского народа, пела Пушкину народные песни. Поэт услышал от нее много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок. Няня привила поэту любовь к народному творчеству.
- Но, кем же была няня Пушкина? Арина Родионовна - крепостная крестьянка. Она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
3. Чтение стихотворения учителем.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение "Зимний вечер".
Александр Пушкин
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
4. Проверка восприятия стихотворения детьми.
-Какие чувства передал Пушкин в этом стихотворении? (грусть, тоска)
-Какие слова вам непонятны?
Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Ветхая лачужка - небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.
Кроет - покрывает.
5. Чтение стихотворения в учебнике на стр.84 сильными учениками.
-Какие природные явления описал поэт?
Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла - непрозрачный воздух от тумана, сумерек, тьмы.
Вихрь - порывистое, круговое, движение ветра.
-Как связаны непогода за окном и настроение поэта? (поэт грустит, и погода "завывает" бурей). Как автор называет бурю? (зверем и дитем).
Пушкин использовал литературный прием "аллитерация", звукопись, используя такие слова, в которых звуки изображают картину происходящего.
6. Перечитывание стихотворения по частям и анализ.
Давайте перечитаем первое четверостишье.
-Какой звук повторяется чаще всего? (р) Почему? (чтобы передать звуки бури)
Перечитаем второе четверостишье.
-А здесь какой звук повторяется? (ш) Почему? (Передать шум ветра)
Прочитаем третью часть стихотворения.
-О ком здесь говорит поэт? (о няне)
Прочитаем четвертую часть стихотворения.
-А здесь какое настроение? (оптимистичное). О чем просит Пушкин няню? (спеть песню, чтобы сердцу стало веселей).
Прочитаем последнюю часть стихотворения.
-Что необычного заметили? (повторяются предыдущие строки).
-Отличается ли настроение этих строк от предыдущих? (здесь повторяющиеся строки звучат более радостно). Почему? (няня помогает поэту справляться с грустью).
7. Прочитаем стихотворение целиком, попробуем передать настроение автора. Первые 8 строк - громко, изображая шум бури и ветра. Вторые 8 строк - нежно, передавая любовь автора к няне. Третьи 8 строк - весело, задорно. Четвертые 8 строк - напевно, мечтательно.
8. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.