Куда бы Сергей ни посмотрел, везде он видит «стратегов» и директоров по развитию. Они появляются на обложках иллюстрированных журналов и на страницах в Интернете. Их много.
И они добились успеха. Воодушевленный успехом бесчисленных «стратегов» он решил им тоже стать. Сможет ли он когда-нибудь это сделать? Вероятность на волосок выше нуля. Как и многие другие, он, вероятно, окажется на кладбище несостоявшихся стратегов и директоров по развитию. На этом кладбище в 10 000 раз больше людей, чем резюме на hh.ru, но ни один журналист не интересуется неудачниками. Это делает кладбище невидимым для посторонних.
Ошибка выжившего означает: поскольку успехи создают большую видимость в повседневной жизни, чем неудачи, они систематически позволяют людям переоценивают перспективы успеха. Люди поддаются иллюзиям. Они не понимают, насколько ничтожно мала вероятность успеха. За каждым успешным писателем скрывается 100 других, чьи книги не продаются. И за каждым из них, в свою очередь, 100, не нашедших издателя. И за каждым из них, в свою очередь, сотни с начатой рукописью в ящике стола. Но мы слышим только об успешных и не понимаем, насколько маловероятен писательский успех. То же самое относится и к стратегам, директорам по развитию, предпринимателям, художникам, спортсменам, архитекторам, лауреатам Нобелевской премии, телеведущим и королевам красоты. СМИ не заинтересованы в том, чтобы копать на кладбищах тех, кто потерпел неудачу. Они также не несут ответственности за это. Это означает: вы должны взять на себя эту мыслительную работу, если хотите избавиться от предвзятости в отношении ошибки выжившего.
Ошибка выжившего заставит вас задуматься о деньгах в последнюю очередь: друг запускает стартап. В круг потенциальных инвесторов входите и вы. У него есть шанс: это может быть следующая Microsoft.
Может быть, вам повезет. Как выглядит реальность? Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что компания вообще не будет готова к работе. Следующая вероятная причина - банкротство через 3 года. Из компаний, которые выживают в течение первых 3 лет, большинство усыхает до малого и среднего бизнеса с менее чем 10 сотрудниками. Итог: вы были ослеплены присутствием в СМИ успешных компаний. Значит, не стоит рисковать? Нет.
Но делайте это с осознанием того, что маленькая дьявольская предвзятость в отношении ошибки выжившего искажает вероятности, как шлифованное стекло.
Возьмем индекс ММВБ. Он состоит из выживших. А именно, компании, потерпевшие неудачу и оставшиеся малочисленными, не представлены в этом индексе – то есть большинство из них. Этот индекс не является репрезентативным для экономики страны. Точно так же, как пресса не сообщает репрезентативно об общем количестве стратегов и директоров по развитию. Кроме того, огромное количество книг по успеху и инструкторов по успеху должно вызывать у вас скептицизм: неудачники не пишут книг и не читают лекций о своих неудачах.
Предвзятость в отношении ошибки выжившего становится довольно деликатной, когда вы сами становитесь частью многих "выживших". Даже если ваш успех основан на чистой случайности, вы обнаружите общие черты с другими успешными и объявите их «факторами успеха». Однако, посещая кладбище неудачников (людей, компаний и т.д.), вы обнаружите, что предполагаемые «факторы успеха» часто использовались и ими.
Если достаточное количество учёных изучат определённое явление, то по чистой случайности некоторые из этих исследований дадут статистически значимые результаты – например, о связи между потреблением красного вина и высокой продолжительностью жизни. Таким образом, эти (ложные) исследования сразу же получают высокую оценку. Ошибка выжившего.
Впрочем, хватит философии. Ошибка выжившего означает: вы систематически переоцениваете вероятность успеха. Для противодействия: как можно чаще посещайте места захоронения некогда многообещающих проектов, инвестиций и карьеры. Печальная прогулка, но полезная😎.