Найти в Дзене
Полит74

Историк Юлия Клящицкая объяснила, почему Челябинск на сто лет оказался в опале

250 лет назад - 5 января 1774 года - в Челябинской крепости поднялся мятеж, в котором приняли участие казаки, часть горожан и крестьяне. Он стал частью масштабной крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева.

Во главе мятежников стояли атаман челябинских казаков Михаил Уржумцев и хорунжий Наум Невзоров. Более двух месяцев крепость была в руках пугачевцев и стала их основной базой в Исетской провинции. Весной мятеж в крепости был подавлен царскими войсками. Участники его понесли тяжелое наказание.

О том, какие последствия эти события имели для дальнейшей истории Челябинска, агентству Полит74 рассказала историк, основатель «Уютного исторического клуба» в Челябинске Юлия Клящицкая.

Историк Юлия Клящицкая. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Историк Юлия Клящицкая. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

- Восстание Пугачева, начавшееся 17 сентября 1773 и переросшее в настоящую крестьянскую войну, по праву является одной из самых противоречивых страниц в истории России. И драматических для истории Челябинска.

С 1743 года Челябинск являлся центром Исетской провинции, которая служила связующим звеном между Средним и Южным Уралом. В Челябинск стекались пути, ведущие в Уфу и Сибирь.

Правительство придавало большое значение Челябинской крепости, стремилось развивать здесь торговлю и промышленность. Были учреждены две ярмарки (в мае и декабре), в центре крепости построен гостиный двор. Челябинск стал формироваться как торговый центр крупного сельскохозяйственного района. Это способствовало развитию городской жизни, росту населения.

Но именно рабочие и крестьяне Южного Урала сыграли большую роль в крестьянской войне 1773-1775 гг. Они обеспечивали повстанческую армию вооружением и боеприпасами. Из заводских людей и крестьян выросли ближайшие соратники Пугачева, Афанасий Тимофеевич Соколов (Хлопуша), Иван Трофимов (известный как Алексей Дубровский), Иван Белобородов.

Последствия поддержки бунта для Исетской провинции и Челябинска были печальными. Чтобы скорее стерлись воспоминания о Крестьянской войне, в 1782 году Исетская провинция была ликвидирована, разделена на отдельные уезды. Челябинск стал одним из уездных городов Уфимской губернии.

Город стал опальным. Даже ссыльных здесь селить было нельзя. Развитие Челябинска замедлилось, и спустя сто лет он оставался захолустным городишкой с деревянными домами, крытыми соломой и улицами, утопавшими в грязи. В Челябинске не строилось ни одного крупного завода, только мастерские кустарей. Не было средних учебных заведений. "Второе рождение" город получил уже в конце 19 века со строительством железнодорожного узла.

Челябинск заплатил очень высокую цену за участие в Крестьянской войне, за поддержку восставших. Была переведена незримая стрелка, которая в один миг из перспективного торгового центра на целый век превратила город в рядовое провинциальное захолустье. Неравномерность развития отразилась и на менталитете местного населения, облике города. Сегодня нередко можно услышать споры об историческом главенстве городов на Урале.

Так представляет себе Емельяна Пугачева нейросеть Кандинский.
Так представляет себе Емельяна Пугачева нейросеть Кандинский.

Есть ли у челябинцев исторический комплекс отверженного, недооцененного города? Думаю, да. Как и остается особый флер ярко проявившегося когда-то и непокоренного народного стремления жить так, как хочется.

Но упущенная историческая возможность дает мощный стимул к развитию сегодня, тем более что географическое положение Челябинска и обеспечение природными ресурсами остаются по-прежнему актуальными. Прекрасные университеты, театры Челябинска сегодня занимают достойное место среди культурных явлений страны, современные эстетические тенденции в облике города и быте горожан играют значимую роль.

Все больший интерес у широкой аудитории вызывает история Челябинска и Южного Урала в целом, что свидетельствует о высоких культурных запросах и приоритетах. А развитие внутреннего туризма на Урале способствует знакомству людей с героическими и драматическими страницами освоения и развития нашего края, -
отмечает Юлия Клящицкая.

Несмотря на то, что лично Емельян Пугачев так и не побывал в Челябинске, с его именем здесь связан ряд географических названий. Сохранились и мифы, где упоминается знаменитый бунтовщик. С именем Пугачева южноуральцы связывают как минимум три горы. Самая неприметная из них, высотой всего 257 метров, находится в Челябинске, в районе Успенского кладбища. Заметить Пугачевскую горку можно только по небольшому подъему Свердловского тракта около здания ветлечебницы. Здесь в январе 1774 года встретились с правительственными войсками, а после их отступления заняли город на два месяца.

Вторая Пугачевская горка находится в Троицке и охраняется как исторический памятник. Троицкая крепость находилась во власти бунтовщиков не больше суток, после чего сам Пугачев с небольшим отрядом вынужден был бежать от правительственных войск. Гору Малковскую под Чебаркулем тоже называют Пугачевской. По легенде бунтовщики спрятали здесь награбленное золото.

Сохранилась легенда о том, что в озере Инышко неподалеку от Тургояка утоплен бочонок золота. Его передали бунтовщикам миасские купцы, опасаясь за свою жизнь. Пугачев велел утопить клад в озере. У озера оказалось два дна, верхнее из торфа, а нижнее из топкого ила. Многие пытались отыскать этот клад, но о настоящем его местонахождении ничего не известно.