#символика
Как святое место известны во многих древних культурах, частично в связи с представлением, что оплодотворяющая вода может не только падать в качестве дождя с неба, но также выходить из земли в качестве «глубинной воды», дарованной подземными божествами. В последнем случае речь идет о горячих или теплых источниках, вода которых оказывает исцеляющее действие благодаря минеральному содержанию. В таких местах почитали наяд и другие сверхъестественные существа часто в связи с культом божеств исцеления и очищения. Причем на первом плане здесь стоят женские образы, часто в тройственной форме, которые связываются с плодородием, потомством и браком: это имело место у греков, римлян (праздник источника - фонтиналиа), кельтов и германцев.
В Китае и Японии у источников часто строили маленькие святилища. Китайское слово, обозначающее источник (хюан), возможно, составлено из компонентов «чистый» и «вода» и имеет общую основу с понятием «происхождение».
Библия упоминает четыре реки рая, берущие начало из одного благодатного источника. Он становится символом вечной жизни и возрождения. В Откровении Иоанна Богослова «небесный Иерусалим», как противоположность светопреставлению, является источником жизни в восстанавливающемся раю. В типологии, которая воспринимает ветхозаветное событие как прообраз жизни Иисуса, высекание Моисеем источника из скалы в пустыне становится символом раны в боку у распятого Христа, чья кровь приносит искупление человечеству, а также символом святой крестильной воды. «Тентский алтарь» изображает небесный источник, который разветвляется на семь рек, соответствующих семи дарам Святого Духа.
Разнообразные символические толкования «чудесных источников» содержит средневековый сборник новелл «Теста Романорум» (около 1300 г.); здесь, например, говорится об одном источнике в Сицилии, который бесплодных женщин делает способными к деторождению, и о другом, который здорового человека может превратить в бесплодного. «У первого источника мы должны думать о Христе, который делает неплодотворного человека - грешника - плодотворным, чтобы совершать милосердные дела. Другой источник есть дьявол, который действует против этого и часто приводит хорошего человека к плохому концу... В Эпире есть источник, который гасит горящие факелы, а погашенные зажигает. Так гасит Христос горящие факелы, то есть мудрецов этого мира, а погашенных, то есть убогих, которые затерты этим миром, он воспламеняет».
В символике сновидений источник, часто вблизи дерева, толкуется как однозначно позитивный символ «живой воды». «Где шумят во сне дерево и источник, там сновидец пребывает вблизи надежно защищенной жизни, там источник вечной молодости» (Э. Эппли).