Девочка, которой везло
Однажды жила-была девочка. Повезло ей родиться в зажиточной семье старинного знатного рода, с замечательными родителями, с братьями и сестрами. Да еще и в прекрасном городе Санкт-Петербурге!
Родилась Лизонька Эндаурова морозной зимой, 12 (24) февраля 1843 года. А детство свое провела не среди каменных громад (пусть и красивых, и легендарных) большого города, а на деревенском приволье, в родовом имении Эндауровых в Ярославской губернии.
Играла с деревенскими ребятишками и со своими братьями-сестрами, резвилась на свежем деревенском воздухе и… рисовала. На любых клочках бумаги, что попались под руку, а позже - и в письмах:
«В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьезно заняться рисованием».
Повезло Лизоньке и в том, что родители не просто умилялись и восхищались ребенковыми рисунками, а решили прислушаться к дельным советам и определили дочку на учение. Да не куда-нибудь, а в одно из самых серьезных в то время художественных образовательных учреждений – Санкт-Петербургскую Рисовальную Школу Общества поощрения художников.
В учителях ее был и сам Иван Крамской, да-да, тот самый. Хотя он был тогда совсем молод, и не стал пока знаменитым и признанным мастером, но Художник - он и есть Художник. Так что Лизоньке и в этом повезло тоже. А вот то, что Школу она окончила с серебряной медалью - это уже не везение. А талант плюс трудолюбие.
Еще когда жила в имении, рисовала иллюстрации к произведениям Некрасова, зарисовывала сценки из крестьянской жизни, увлекалась и литографией.
А потом - счастливое замужество! Людвиг Францевич Бём был на целых 18 лет старше, но, тем не менее, придерживался прогрессивных взглядов. К тому же был достаточно мудр. Он не только позволял своей жене с утра до вечера заниматься любимым делом, но и сам, первый, чистосердечно радовался ее успехам.
В счастливом браке родилась дочь, тоже Елизавета, что не мешало художнице продолжать творить.
Талант плюс трудолюбие - такое сочетание дОлжно поощрять. Наверное, поэтому - опять везение: дядя А.А. Ильин, у которого есть собственное Картографическое заведение! И который печатает два альбома: в 1875 году альбом открыток «Силуэты», а в 1877 — альбом «Силуэты из жизни детей». Затем в 1880 - альбом «Пирог», 1882: «Из деревенских воспоминаний".
«Пирог» - история в картинках. Сейчас ее назвали бы комиксом. На ее страницах маленькие девочки пытаются испечь пирог, а кошка и собака постоянно им мешают.
Ну, а дальше уже признанный и заслуженный успех. Л.Н Толстой впечатляется ее работами и приглашает в издательство «Посредник», знаменитый издатель И.Д. Сытин тоже часто заказывает ей иллюстрации. Например, к повести Лескова «Оскорбленная Нетэта». А в 1907 году два альбома изданы аж в Париже И.С. Лапиным!
Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы и книжки, создала еще два детских альбома в силуэтах.
Но вот, казалось бы, везение стало изменять художнице: после 45 лет начало падать зрение. Пришлось отказаться от техники силуэтов: тяжело стало выписывать тонкие и точные детали…
Елизавета Меркурьевна Бём продолжает свои занятия акварелью. Она придумывает открытки: деревенские (в основном) ребятишки на них - лукавые и простодушные, веселые и грустные… И забавные подписи, которые она сама придумывала.
Надо заметить, что порой эти подписи были… скажем так, не очень-то совместимы с детскими мордашками. И, наверное, какой-нибудь современный моралист заклеймил автора всяческими эпитетами. Но тогда - открытки эти были весьма востребованы. Их было выпущено более трехсот (не штук, естественно), каждая со своим сюжетом!
Это я еще выбрала не самые "остренькие"! 😄
Брат Елизаветы Александр был директором Мальцовского стекольного завода. Наверное, поэтому она заинтересовалась стеклянной посудой. И начала создавать эскизы для ее производства.
И снова невероятный успех! Предметы из стекла, созданные по ее рисункам, оказались востребованы практически сразу после их создания. Они выставлялись на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., а затем на Всероссийской выставке в Н. Новгороде в 1896, на Всемирной выставке в Париже в 1900. Здесь, в Париже, Русский отдел, где в числе прочих, было представлено стекло Е. М. Бём «в русском стиле», произвёл фурор. Солонка по эскизу художницы была преподнесена президенту Франции!
Появляется даже новый термин – «бёмовский стиль»!
В начале 1900-х гг. художница открывает для себя новый вид печатной графики — оригинальные открытки, которые выходили под её именем большими, для своего времени, тиражами и неоднократно переиздавались..
Затем ее работы нашли своё признание за рубежом. Её силуэты перепечатывались в Европе, в Англии, Америке.
Дальше были выставки в Мюнхене - 1902, в Милане - 1906 год. Здесь 63-х летняя художница получила золотую медаль.
В 1910 году Елизавета Меркурьевна писала:
«В настоящее время, то есть имея за своими плечами 67 лет, имея взрослых внуков, я все еще не оставляю своих занятий, и не столько в силу необходимости, сколько любя по-прежнему свое дело».
На второй фотографии Елизавете Меркурьевне 56 лет:
А в 1914 году Елизавета Бём умерла. За три дня до начала Первой мировой в.о.й.н.ы, не застав всех тех ужасов, что потом начались.
Повезло, да?
***
Правда же, интересная жизненная история? Меня она настолько впечатлила, что я решила с вами поделиться.
Но вот такой рассказ - про конкретного человека, историческую личность, - это для меня новый опыт. Обычно мои рассказы, и даже сказки - про обычных людей, наших современников. Заходите на мой канал, найдете много разных историй - смешных и не очень: Елена-Уютные истории за чаем ☕🍰🍬