Найти в Дзене
ДЕНЬГИ vs СВОБОДА

Разница между возможными и фактическими доходами мастериц. О чём они умалчивали, рассказали 3 мастерицы

Недавно на ярмарке встретилась с тремя мастерицами по вязанию, скандалившими около прилавка с вязанными вещами с какой-то девушкой. Прислушалась к тому, что говорят и удивилась. Трое мастериц спорили с организатором «коллектива», как себя назвала девушка. Сначала не поняла в чем дело, о чём ругань, но послушав минуты три, стало ясно, кто-то кому-то заморочил голову. Тренд на практику Как выяснила позже, посмотрев/прочитав в СМИ и интернете рассказы про «светлое будущее», (типа если вы вступите в наш коллектив и будете выполнять наши заказы, будете богаты), то с 2000 года появилась, на первый взгляд, хорошая практика. Молодые девушки, окончив какие-нибудь курсы продюсирования, «сколачивают» бригады из бабушек, умеющих вязать на спицах и крючком, берут заказы у компаний на производство варежек, шарфиков, носков и пр. ручной работы, зарабатывают сами и помогают зарабатывать старушкам. Вроде даже неплохие деньги на таком бизнесе можно сделать. Не знаю, как-то сомнительно это. Но об этом я
Оглавление

Недавно на ярмарке встретилась с тремя мастерицами по вязанию, скандалившими около прилавка с вязанными вещами с какой-то девушкой. Прислушалась к тому, что говорят и удивилась. Трое мастериц спорили с организатором «коллектива», как себя назвала девушка.

Сначала не поняла в чем дело, о чём ругань, но послушав минуты три, стало ясно, кто-то кому-то заморочил голову.

Фото с предновогодней ярмарки
Фото с предновогодней ярмарки

Тренд на практику

Как выяснила позже, посмотрев/прочитав в СМИ и интернете рассказы про «светлое будущее», (типа если вы вступите в наш коллектив и будете выполнять наши заказы, будете богаты), то с 2000 года появилась, на первый взгляд, хорошая практика.

Молодые девушки, окончив какие-нибудь курсы продюсирования, «сколачивают» бригады из бабушек, умеющих вязать на спицах и крючком, берут заказы у компаний на производство варежек, шарфиков, носков и пр. ручной работы, зарабатывают сами и помогают зарабатывать старушкам.

Вроде даже неплохие деньги на таком бизнесе можно сделать. Не знаю, как-то сомнительно это. Но об этом я узнала потом, уже дома, после встречи на ярмарке.

Фото с этой же ярмарки
Фото с этой же ярмарки

Сомнения

Затея явно с бизнесом не дружна, а просто какая-то авантюра.

  • Ну, во-первых, каждая вязальщица вяжет по-своему. У вязальщиц свой «почерк» в вязании, свои привычки, своя плотность вязания (они же не вязальные машины), подхваты петель, швы провязывания и т.д. А при заказах от компаний, насколько знаю, всегда выдаётся техническое задание, по которому все особенности изделий должны быть указаны и соблюдены.

Поэтому, чтобы выполнить заказ по техническому заданию, его надо не только прочитать, но и понять, что там написано, сделать строго по заданию и в соответствии с ним.

Слабо верится в то, что старушка может строго в соответствии с техническими заданиями быстро изменить свою технику вязания, сложившуюся за последние цать лет и начать вязать по-новому.

  • Во-вторых, нитки. Для выполнения технического задания нужны единого цвета, толщины и состава нитки для вязания. А бабушки могут жить в разных уголках страны, значит им надо заранее нитки, соответствующие техническому заданию, купить, если их в продаже нет, каждую бабушку нитками обеспечить.

Следовательно, продюсер должен на свои деньги купить нитки и за свои деньги нитки по исполнителям разослать. Потом готовую продукцию от бабушек получить, проверить на соответствие техзаданию и, если всё совпадает, упаковать и отправить заказчику.

А на это нужно время: пока купит нитки, пока почта их доставит, пока вязальщица свяжет и пришлет обратно, потом проверить, упаковать, отправить – времени не менее полугода.

  • С трудом верится, чтобы компания (заказчик) в июле-августе разместила бы заказ на изготовление теплых носков и варежек, чтобы подарить их перед новым годом своим сотрудникам. Практика по таким заказам совсем другая. Сроки выполнения намного короче (не более 1.5 месяцев).

Перечислять сомнения можно долго, но вернемся к конфликту вязальщиц на ярмарке.

Очень много на ярмарке было красивых вещей, но вместо них я влезла в спор
Очень много на ярмарке было красивых вещей, но вместо них я влезла в спор

В чём суть претензий

Девушка, к которой вязальщицы предъявляли претензии, и была одной из продюсеров, взявшихся за столь сложный проект. Причем претензии вроде бы были вполне обоснованными. Но это на первый взгляд.

Какое-то время рукодельницы выполняли заказы продюсера, она платила им естественно по договоренности (стоимость работы обговаривалась с ними заранее) и это были не великие деньги. Расценки они мне сами назвали.

Стоимость взрослых варежек с узором – 500 рублей.
Стоимость шерстяных носков без узора – 800 рублей
Шарфы с узором английской резинкой длиной 140 см, шириной 35 см – 1200 руб.

Как можно увидеть, не густо, но люди из глубинки и этому были рады. Работали с ней примерно полтора года и в один прекрасный день решили приехать в Москву на ярмарку мастеров, чтобы посмотреть на работы других рукодельниц: почем и что продают, поискать какие-нибудь новинки, чтобы потом тоже это начать вязать и самим продавать.

И вот на этой ярмарке они встречают свои носки, варежки и шарфы по московским ценам.

Варежки с узором – 3500 рублей.
Носки тёплые шерстяные – 4500 рублей.
Шарфы, что ими по тех.заданию были связаны – 12 000 рублей.

Вот тут сыр бор и начался. Продавец вызвала продюсера и участники случайной на ярмарке встречи стали выяснять «про деньги».

Поразили поделки из морских ракушек, после разруливания ситуации наслаждалась тем, что и правда уникально
Поразили поделки из морских ракушек, после разруливания ситуации наслаждалась тем, что и правда уникально

Без вины «виновата»

Продюсера можно понять. Она с помощью продаж на ярмарке пыталась окупить свои затраты по проекту, объясняя вязальщицам, что заказчик отказался от этой продукции из-за несоответствия техническому заданию, а она уже оплатила вязальщицам их работу. Значит, непроданная продукция принадлежит ей и она вправе продавать её за столько, за сколько купят.

В добавок, участие на ярмарке и зарплата продавца на ней тоже стоит денег, причём немалых. Эти расходы тоже нужно не из её кармана возмещать.

Молоденькая девушка недавно, видимо, продюсированием занимается и не совсем понимает, что юнит-экономика правит в бизнесе, а не идеи, которые всегда нужно сначала проверять (тестировать), а потом проект запускать и людей нанимать.

Пришлось вмешаться в их спор, потому что уже люди стали вокруг них собираться, а вязальщицам задала всего один вопрос, после которого они мигом замолчали.

Вопрос был такой – вы налоги со своего дохода от вязания заплатили и у налоговой к вам нет вопросов?

А у девушки спросила, оплатила ли она за вязальщиц подоходный налог и обязательные внебюджетные платежи?

Оказалось, что не только эти вязальщицы, но и все остальные, кто выполнял её заказы, не подписывали никаких договоров и соглашений, вообще никаких бумаг не подписывали. Все отношения строились на честном слове, на устной договоренности. И все боялись об этом говорить, даже обсуждать не пытались, по сути – предполагали, но умалчивали о том, что потом может произойти.

Да уж, край не пуганных людей, иначе и сказать нельзя.

Чем же все недовольны

Вязальщицы грозились подать на продюсера в суд. Обвиняли в том, что она их обманула и их работа стоит, оказывается, намного дороже.

Продюсер недовольна тем, что люди ранее давали согласие на ту стоимость работ, которую она им уже заплатила.

Все участники конфликта недовольны тем, что они встретились до того, когда стало известно, что вязанные вещи в Москве продаются намного дороже, чем в регионах.

Пришлось женщинам, кто вяжет, объяснить что произойдет, если они пойдут в суд с жалобами на недоплату и сколько они заплатят налогов с полученных доходов - штраф за неуплату своевременных платежей по налогам + пеня.

А молодому продюсеру объяснить, чем она может поплатиться, если и впредь будет вот так работать, не заключая с исполнителями никаких договоров и выплачивая им со счета сдельную зарплату.

Потом все угомонились и не глядя друг на друга исчезли в потоке посетителей ярмарки.

Возможности

На самом деле такой ситуации можно было бы избежать, если бы вязальщицы заранее поинтересовались сколько их работа стоит, по каким ценам и где их товары продаются. Для этого есть интернет, есть сайты, на которых можно узнать продажные цены аналогичной продукции, есть в конце концов сводки средней цены любого товара в государственной статистике.

По крайней мере, приехать в Москву, пройтись по ярмаркам и узнать реальные цены. Сейчас же они сюда доехали, могли бы это и раньше сделать.

И на дворе 21 век, многие из регионов, где есть интернет, давно уже продают сами в онлайн-формате, создав магазин в ВКонтакте, в Одноклассники, даже в Телеграмм.

Да, да, в Телеграмм можно создать свой собственный магазин и принимать оплату прямо в Телеграмм, не переходя ни в какие другие системы.

Для доставки по всей стране работает почта, СДЭК и другие логисты. Доставить могут почти в любую точку страны.

Почему не воспользоваться такими вариантами продаж? Что мешает то?

Можно не зависеть ни от продюсера (тем более неопытного), ни от маркетплейсов, ни от других торговых площадок и спокойно продавать свои изделия по средним рыночным ценам, а не за те гроши, что кто-то со стороны предлагает.

Выход для рукодельниц есть, надо просто брать и делать так, как уже сейчас многие делают, а именно - создают онлайн-магазин и спокойно продают свои изделия.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.