Найти тему
Стеклянная сказка

Зависть всегда выходит боком: бедная сестра позавидовала богатой, та отдала завистнице все деньги, и вот что из этого получилось

С детства нам внушали, что зависть - это плохо. Помните, как в фильме "О чём говорят мужчины":

сделал ты уроки - молодец, перевёл бабушку через дорогу, да умничка, разбил мячиком стекло - плохой.

Так и с завистью, учителя внушали: чувство плохое, до добра не доводит.

А вот не скажите!

Иногда зависть, то самое нехорошее чувство, может привести к очень даже хорошим последствиям и принести всем благо. Главное, чтобы она заставляла человека двигаться, сделать шаг вперёд. Ну и от самого человека многое зависит, ведь кто-то из-за зависти начинает вредить другим, а кто-то, наоборот, старается развить себя, стать лучше, умнее, богаче в конце концов. Разве это плохо? По крайней мере, не всегда!

Хотя... лучше бросить пустое морализаторство и рассказать одну очень интересную историю.

В середине XVIII века практически всё производство и торговля стеклом в Российской империи принадлежали одной семье Мальцовых. Бизнес-империю создал обедневший дворянин, отказавшийся от своего положения и статуса Василий Мальцов. Однако после его смерти всё наследство и стекольное производство в частности пришлось разделить между сыновьями Акимом и Александром.

Оба удачно женились практически в одно время, взяли себе в жёны писаных-красавиц, Аким женился на Марье, а Александр на - Евдокии. Жёны купцов-удальцов были очень похожи, и многие думали, что они сёстры. Сначала они в шутку называли друг друга сестрёнками, но потом прозвища сестра-Марья и сестра-Евдокия вошли в обиход.

Но, как часто бывает, один брат оказался успешнее. Аким Мальцов был смышлёнее, энергичнее и обладал выраженной предпринимательской жилкой. Внезапно Екатерине II кто-то из Гринписа присел на уши, что стекольные заводы сильно отравляют природу-матушку, поэтому надо их подальше от столиц перенести. Она послушалась совета и приняла указ: крутитесь, как хотите, но чтобы вас ближе 200 вёрст от столиц не видела.

Аким подсуетился и выбил землю ровно в 200 верстах от Москвы у села Никулино на небольшой речушке Гусь. За 4 года он перевёз туда все цеха, мастеров, их семьи. Так появился новейший хрустальный завод, который назвали... Гусь-Хрустальный.

-2

Александра же закинуло намного дальше почти в два раза - за 500 вёрст. Сами понимаете, без доставки СДЭК и Почты России, и уж тем более без интернет-магазина строить завод стекла за 500 км - такое себе удовольствие. И работать приходилось больше, возить дальше, доходы были меньше, состояние его росло намного меньше, чем у более удачливого брата. И эта ситуация не очень устраивала его супругу - одну из "названых" сестёр Евдокию. Можно даже сказать совсем не устраивала.

Однако в 1785 году у Марьи и Евдокии также одномоментно умирают мужья. Рулить семейными бизнесами начали... жёны. Вот бы где развернуться сварливой жене и самой проявить талант "эффективного менеджера". Однако она не нашла ничего другого, как заявиться к названой сестре и посетовать, мол, начинали мы вместе, мужьям принадлежали равные половинки, а сейчас ты богаче, я беднее.

Задумалась названая сестра и предложила беспроигрышный вариант:

А давай-ка я выкуплю у тебя эти две "убыточные" фабрики. Сумму дам хорошую, практически всё, что у меня есть деньгами отдам, ты не будешь ни в чём нуждаться до конца дней.

Нужно ли говорить, что завистница согласилась?

Ещё бы!

Ей заплатят живыми деньгами!

Ничего самой делать не придётся!

Марья выкупила за все имеющиеся наличные деньги у своей "сестры" две стекольные фабрики "у чёрта на куличках" (по тем временам) и на их основе, взяв лучших мастеров строит на реке Олешня рядом с деревней Дятьково новый завод. Который уже через 10 лет стал греметь на всю Россию своей хрустальной продукцией.

Так возник всем известный Дятьковский хрустальный завод - названый брат Гусевского хрустального завода.

-3

Всё производство стекла и хрусталя в России вновь сосредоточилось в одних руках. Мудрое решение Марьи привело к созданию настоящей семейной бизнес-империи. Через несколько лет на 16 мальцовских стекольных заводах и фабриках делалось 60% всего российского стекла, трудилось более 100 тысяч рабочих.

В заводских посёлках были свои школы, художественные училища, магазины, производилась своя мебель, дома, бытовая техника, утварь. В рабочих посёлках была своя заводская полиция, собственная железная дорога и даже свои деньги.

Уровень и качество выпускаемого на Гусевском и Дятьковском заводах хрусталя были такими, что на всемирной выставке 1860 года, посвящённой стеклу, изделия мальцовых получили бронзовую медаль. Это было мировой признание, которое распахнуло перед русским стеклом двери всех торговых домов мира.

А ведь началось-то всё с обычной зависти.

-4