Питер Брейгель-старший как верный последователь идей Иеронима Босха зашифровал в своём произведении антикатолические взгляды и политическую сатиру.
Сюжет
Вавилонская башня — один из самых популярных библейских образов в искусстве. Согласно библейскому сказанию, потомки Ноя — те самые, что выжили после всемирного потопа, — разбрелись по земле Сеннаар. И в какой-то момент пришла им идея возвести высоченную башню: объединив усилия, люди хотели вознестись до небес, то есть до уровня Бога. Но не тут-то было. Бог явно не ждал людей в гости, поэтому, чтобы помешать построить башню, он наслал страшную кару — многообразие языков. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать.
На переднем плане мы видим царя Нимрода, кто, собственно, и объявил тендер на строительство башни. И вот Нимрод приехал на стройку, простые люди, естественно, падают ниц.
Обратите внимание на то, как композиционно расположены мастеровые: на переднем плане — ручной труд, далее — использование длинных жердей для перемещения каменных плит, на уровне первого этажа — применение блока, далее — всё более мощные краны. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники.
Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Задумывалось оно, судя по всему, как объект, похожий на Колизей, но с каждым новым этажом сложнее проследить логику строителей. По задумке Брейгеля, кара господня настигла мастеров: люди перестали понимать друг друга и начали строить кто в лес, кто по дрова.
Кстати, образ Колизея использован не просто так. Изначально он был символом гонений на христианство, ведь именно там казнили первых последователей Иисуса.
Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.
Контекст
Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Сохранилось две его картины на эту тему — малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идёт речь в этом тексте, хранится в Вене). Была ещё миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.
До 16-го века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Наконец, ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Одна из возможных причин — экономический расцвет Голландии и урбанизация. Например, Антверпен (который изображён на полотне Брейгеля) был наводнён иностранцами. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней.
Брейгель же был не так прост. В образе Вавилонской башни он зашифровал своё представление о судьбе Габсбургов. При Карле V в его империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрёкся от короны, и это огромное государство под собственным весом начало распадаться.
Судьба художника
Довольно скудны сведения о жизни художника, который, между прочим, считается последней звездой Возрождения в Нидерландах. В юности его буквально огорошил Босх. После знакомства с его творчеством Брейгель начал писать на библейские сюжеты, причём выбирал темы, которые его современники в основном игнорировали.
Брейгель, очевидно, был политически заряженным художником. В своих полотнах он старался выразить критику и власти, и церкви. При этом писать портреты или обнажёнку он отказывался, несмотря на заманчивые заказы.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора.