Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Празднословие и Божий суд

  • «Цитаты из Библии, Евангелие от Матфея: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мф.12:36-37). И еще: “Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого” (Мф. 5:37). Вопрос в следующем: каждый божий день говорим уйму слов, забывая, что есть такие грехи, как многоглаголание, празднословие, пустословие и так далее. Мы идем на исповедь и каемся в этих грехах. Но тогда что получается? Мы-то каемся в этих постыдных грехах, Господь дает нам свое прощение, если каемся искренне, но на Страшном Суде мы все равно будем за все сказанные слова отвечать? Я немного не понимаю, разъясните, пожалуйста.
    Р.S. Я у кого-то читала, что те грехи, которые человек от всего сердца исповедал, Господь не помянет на Страшном Суде. Ведь святых Господь не будет судить, правда ли это? Тогда мне непонятно с грехами снова».

Там сказано, что даст ответ, но не сказано, что за эти слова прямо в ад. «Даст ответ» подразумевает всякое. Во-первых: Страшный Суд нельзя себе представлять таким образом, что вот сидит Господь на судище, и каждый из нас по очереди подходит. Открываются толстые книги наших грехов, и говорится: «Такого-то числа такого-то месяца такого-то года во столько-то в таком-то месте ты сказал то-то и то-то. Ну, что ты скажешь в свое оправдание?» Вот этого не будет. Просто во мгновение ока, в один момент, мы вспомним всё: все свои слова, все свои поступки, все свои движения души, все свои мысли, всё-всё. Всё это встанет перед нами со всей своей очевидностью и в истинном свете, а не так, как нам это казалось, пока мы здесь жили. Мы это всё увидим, и нам будет стыдно. Вот это и будет ответ. И чем больше мы тут наломали дров, тем нам там стыднее будет. Но это еще не значит, что нас осудят. Может, Он и простит.

Что же касается: «Господь святых судить не будет, правда ли это», ― судить можно только человека, который виноват, а который не виновен, его за что судить? Его судить не за что.

А вот теперь представьте себе ситуацию. Вот, например, апостол Петр говорит Христу: «С тобой я готов и на смерть, и в темницу, и куда хочешь идти, не отрекусь от тебя, даже если мне с тобой умереть придется». Говорил? Говорил. Намерения такие имел? Имел. Лукавил он в тот момент? Нет, не лукавил. Он, наверное, искренне всё это говорил. Но он себя не знает, а Господь знает, Он говорит: «В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26:34). И так и происходит, Петр отрекается трижды. Но потом, когда петух пропел, и Господь взглянул на него, он встретился с Ним взглядом, сразу вспомнил эти слова, увидел свой грех. «И изшед вон, плакася горько» (Мф. 26:75). И мы знаем, что до конца своих дней Петр плакал. При пении петуха у него слезы текли, да и так просто плакал, у него от слез бороздки были. Хотя Господь потом его спрашивал: «Любиши ли мя паче сих»? Трижды спросил в знак того, что было. «Паси овцы моя» (Ин. 21:15), ― и возвел его в апостольское достоинство, из которого он своим отречением отпал. Хотя Господь его простил, но, тем не менее, он плакал.

А теперь представим себе такую ситуацию. Вот тот Петр, который уже после опять бы оказался там, он бы отрекся? Мы имеем на самом деле двух апостолов, двух Петров: один был до, другой ― после. Потому что тот, кто был до этого, тот отрекся. А тот, кто после, уже бы никогда этого не сделал, не отрекся бы. И он ведь пошел на крест потом. И вопрос: когда апостол Петр умер, пришел на суд, Господь за какие грехи его будет судить? За то, что он отрекся? Но он уже изменился. Тот Петр, который предстал перед Богом, это уже не тот Петр, который жил тогда, когда отрекался от Христа. Это два разных человека. Он через покаяние, через свою жизнь другим стал, изменился, его уже не за что наказывать. Это два разных человека, хотя вроде бы и зовут так же, и характер тот же, но внутренне это два разных человека. Он переродился.

Так вот, это и есть метанойя, покаяние, когда человек приносит Богу покаяние, он изменяется, внутренне перерождается, становится иным, и того человека нет, который грешил. Есть другой, новый, переродившийся. Поэтому Господь и не судит, потому что некого судить. Но если перерождение не произошло, покаяние не принесено, изменений не произошло, то приходит на Суд человек, которого есть за что судить. Вот его-то Господь и судит.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.