Найти тему
Друг для друга Курск

Здесь выступали Плевицкая, Орлова, Миронова. Как Летний театр изменил жизнь Курска

Оглавление

Курск, 1912 год. В Купеческом саду (ныне Первомайский парк) полно народу – здесь открылся Летний театр, построенный всего за год. Здание стало одним из первых в России, возведенных из монолитного железобетона. Спустя ровно 100 лет, зимой 2012 года, его снесли. Было больно смотреть, как экскаватор ковшом выламывает оконные проемы, рушит стены, которые видели множество знаменитых людей: Надежду Плевицкую, Любовь Орлову, Игоря Ильинского, Марию Миронову и Александра Менакера...

В народе его называли Бетонным театром

   С открытием Летнего театра Купеческий сад стал главным центром отдыха
С открытием Летнего театра Купеческий сад стал главным центром отдыха

Проект разработал молодой архитектор Богдан Перетяткович. Оказывается, главный вход в театр он планировал устроить с современной улицы Сонина. Однако такое решение не понравилось местным священникам, которых совершенно не устраивало соседство с театром. Свои возражения они обосновали тем, что от входа в увеселительные заведения до входа в храм должно быть не менее 100 саженей. Архитектор пошел на хитрость – он развернул здание театра на 180 градусов, чтобы вход оказался со стороны сада. Так он выиграл необходимые для соблюдения требуемого расстояния несколько метров.

Вообще, городские сады у курян всегда пользовались большой популярностью. Особенно многолюдно было в Купеческом. А с открытием Летнего театра это место стало главным центром отдыха. Здание в модном тогда архитектурном стиле «модерн» возвела бельгийская строительная компания.

Небольшой двухъярусный театр закрытого типа предназначался для сдачи гастролирующим труппам и постановок любительских спектаклей. Партер был рассчитан на 300 мест. На втором ярусе – еще 150 мест. Но и это не все. По бокам зала располагались 20 лож. У сцены с оборудованием для подъемных декораций было устроено десять артистических гримерных, а под ее деревянным полом располагалось полуподвальное помещение для музыкантов.

-2

«Небольшая сцена театра часто радовала горожан. Даже в тяжелые дни 1918 года здесь исполняла хороводные песни знаменитая эстрадная певица Надежда Плевицкая, – писал в своей книге «Краски Курска» краевед Владимир Степанов. – После Октябрьской революции Летний театр часто использовали художественные кружки для постановок, чтения докладов и лекций, проводились концерты, разного рода инсценировки. А куряне стали его называть Бетонным театром».

7 июня 1928 года на площадке перед Летним театром с курянами встретился писатель Максим Горький. Освещая это событие, «Курская правда» сообщала: «К вечеру в саду собрались трудящиеся города, красноармейцы. В сад приехал Горький, начался митинг. Он поднялся на трибуну. «Когда-то, – сказал гость, – я часто повторял такие строчки одного из произведений Беранже: «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой...» Вы сейчас претворяете в жизнь то прекрасное, о чем несколько лет тому назад можно было только мечтать во сне. Вы строите новое прекрасное общество. Будьте дружны, будьте смелы, будьте здоровы». Сойдя с трибуны, Максим Горький направился к выходу из городского сада, протискиваясь сквозь плотную толпу. На Красной площади писатель сел в легковой автомобиль и под громкие аплодисменты и приветственные крики курян уехал».

24 июня 1934 года стало знаковой датой в истории нашей губернии. «В 10 утра в Летнем театре собрался весь руководящий состав объединенных Курской и Орловской областей – проходил пленум обкома ВКП(б) и облисполкома. Бывший губернский Курск после пребывания в качестве районного центра Центрально-Черноземной области обрел самостоятельный статус. Древний город вновь принял облик важного административного и культурного центра. В нём открылись вузы, музеи, библиотеки, была создана областная филармония», – писал Степанов.

Пахучее царство роз, пионов, белых лилий, маргариток

В Летнем театре закипела жизнь. В подшивках газет той поры можно увидеть сообщения о выступлениях знаменитых певцов Большого театра СССР Ивана Козловского и Валерия Барсова. На сцене танцевала балерина Софья Головкина, выступали известные в те годы пианисты, скрипачи, джазовые оркестры. С гастролями в Курск приезжал артист кино и театра Игорь Ильинский (тот самый товарищ Огурцов из «Карнавальной ночи»).

В свое время Владимиру Степанову посчастливилось познакомиться с людьми, которые застали расцвет Летнего театра. Среди них был библиотечный работник Иосиф Виденский. Все его воспоминания краевед подробно записал, а после опубликовал в своей книге «Краски Курска».

Вот что рассказывал Виденский: «Всего через пять лет после того, как знаменитый композитор Имре Кальман создал свой шедевр – оперетту «Марица», в Курск приехала на гастроли труппа Воронежской музыкальной комедии и открыла свои представления этой опереттой. К Бетонному театру потянулись толпы празднично одетых горожан. На женщинах были яркие платья, белые, желтые, синие кофточки, юбки разнообразных цветов, а мужчины степенно шествовали в хороших синих, кирпичных, песочных костюмах. Публика охотно стекалась к театру раньше назначенного часа, так как было очень приятно погулять по зеленому, наполненному благоуханием цветов городскому саду, в который беспрепятственно проходили, предъявляя на входе контролеру театральные билеты... Мои родители были заядлыми театралами и на открытие гастролей отправились, взяв меня с собой. Когда пришли в сад, сразу же пристроились к густой веренице курян, медленно ходивших против часовой стрелки вокруг огромной прямоугольной цветочной клумбы, устроенной напротив центрального входа в Летний театр. Масса оживленных людей двигалась, весело разговаривая и любуясь яркими цветочными орнаментами клумбы. Хорошее настроение людей царило от предвкушения встречи с интересным спектаклем. От обилия в саду пахучего царства роз, пионов, белых лилий, маргариток настроение ещё больше поднималось... Другая часть пришедшей в театр публики устремлялась под густые кроны деревьев, где рассаживалась на скамейки, отдыхая в предвечерней прохладе.

Громкий звучный звонок трижды сзывал зрителей в театр, и стоило кому-либо замешкаться, как он уже не мог попасть в партер и должен был довольствоваться балконом, куда второпях проходил через боковую дверь... Во время наступившего антракта все зрители вышли на воздух, вдоволь насмеявшиеся, довольные приездом долгожданной оперетты, ибо, казалось, что весь город любил веселую опереточную музыку. К этому времени в саду было много прогуливающейся публики, и зрительская театральная масса, хлынувшая из зала, уплотнила ряды гуляющих, чтобы вновь колесить вокруг громадной цветочной клумбы или устремиться в темные зеленые аллейки просто подышать свежим воздухом после жаркой атмосферы театрального зала».

«На Ростроповича набралось только восемь слушателей»

Во время Великой Отечественной войны здание Летнего театра серьезно не пострадало. Ему понадобился лишь небольшой ремонт, после которого возобновилась гастрольная жизнь.

«Куда ни взгляни, с фасадов домов центральных улиц Курска глядели скромные текстовые афиши без нынешнего яркого дизайна, которые призывали горожан на концерты в Летнем театре. Афиши возвещали гастроли певцов оперных и опереточных театров, драматических и эстрадных артистов, разного рода хоров, танцевальных коллективов, див балета, популярных артистов кино», – писал Владимир Степанов, поясняя, что в те годы концертных площадок в городе было крайне мало, так что Летний театр работал с утроенной силой.

В Курск приезжала главная звезда советского кино Любовь Орлова, зрители смеялись на концертах Марии Мироновой и Александра Менакера. В разные годы в Летнем театре проходили концерты симфонических оркестров. Но особенно запомнился сольный концерт тогда молодого виолончелиста Мстислава Ростроповича. «В зале набралось только восемь слушателей, которые расселись в разных местах, согласно приобретенным билетам. Администратор, увидев такое печальное для гастролера положение, попросил всех сесть на первый ряд. Мы послушно выполнили его просьбу и оказались перед выступающим музыкантом. Ростропович играл на своем инструменте, почему-то громко при этом рычал, издавал рокочущие звуки, всхлипывал, сопел», – делился своими воспоминаниями Иосиф Виденский.

   В 2012 году здание Летнего театра было снесено
В 2012 году здание Летнего театра было снесено

После того как здание Летнего театра в 2012 году было разрушено, территорию обнесли забором. Убрали его спустя восемь лет. Чуть ниже было построено здание так называемого нового Летнего театра. Но довести его до ума не сумели. 3-этажное строение площадью 1600 квадратных метров даже выставляли на продажу за 60 миллионов рублей. Но судя по тому, что оно пребывает в запустении, желающих приобрести здание в самом центре города не нашлось. До сих пор не решен и вопрос с собственниками сгоревшего кафе, которое уродует парк вот уже несколько лет.

   Планы по реконструкции Первомайского парка пока в жизнь не воплотились
Планы по реконструкции Первомайского парка пока в жизнь не воплотились

В прошлом году Центр компетенций развития городской среды презентовал концепцию реконструкции Первомайского парка. Ему предлагали вернуть старый дореволюционный формат городского сада для спокойного отдыха и неспешных прогулок. Планировалось установить большую эстраду, которая, по сути, станет сердцем сада. Также проектировщики видели там уютное кафе с открытой террасой. Вопрос, воплотятся ли эти планы в жизнь, остается открытым.

Артур АЛЯБЬЕВ, фото old-kursk.ru, Андрея Корнилова

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1524/new/018863/.

Архив статей газеты ~ № 53 (1524) 2 января ~ 2024 год.