Найти тему
88,1K подписчиков

Яр-Иван да Марья-Морена. Запретная любовь

7,1K прочитали

Испокон веков в праздник Купальской ночи славяне поют песни о запретной любви брата и сестры, обернувшихся после смерти красивым цветком – «иваном-да-марьей».

Испокон веков в праздник Купальской ночи славяне поют песни о запретной любви брата и сестры, обернувшихся после смерти красивым цветком – «иваном-да-марьей».

Почему в один из важнейших народных праздников поется о столь странной любви? И, если этот праздник имеет языческие корни, то как звали героев прежде?

Юноша на белом коне

Исследователи В.Н. Топоров и В.В. Иванов и их реконструкция основного мифа хорошо известны в России, по крайней мере – любителям языческой древности. А вот работы хорватского ученого Радослава Катичича, фактически продолжателя их дела, совместно с коллегой Витомиром Белаем подробно реконструировавшего сюжет мифа о боге Яриле, неизвестны вовсе – они никогда не были переведены на русский язык.

Теории и Иванова с Топоровым, и Катичича базируются на трех китах: скудных упоминаниях славянских богов в летописях, сопоставлении с мифологиями других индоевропейских народов и, наконец, на колоссальном пласте народного творчества и фольклора.

Теория Катичича идейно продолжает именно теорию основного мифа Топорова и Иванова: идею противопоставления и противостояния небесного громовика Перуна и хтонического Велеса. Только у Катичича вражда выходит на новый уровень.

В ночь зимнего солнцестояния у Перуна (от Мокоши, Лады или иной богини-матери) рождаются близнецы – Ярило и Морана. Ярило оказывается сразу после рождения украден из колыбели Велесом или его слугами.

Ярило растет в царстве Велеса (по некоторым версиям, в самом загробном мире) как его приемный сын, но однажды возвращается на Землю, принося с собой цветение жизни и весну.

Испокон веков в праздник Купальской ночи славяне поют песни о запретной любви брата и сестры, обернувшихся после смерти красивым цветком – «иваном-да-марьей».-2

В XIX в. сложился романтизированный образ этого бога как воплощения весны, солнца и любви (знакомый хотя бы по пьесе Островского и опере Римского-Корсакова «Снегурочка»). Однако за пределами кабинетов литераторов что на приход, что на смерть Ярилы по всем уголкам Руси творилась форменная вакханалия в полном изначальном смысле этого слова.

«Высокая» ипостась Ярилы как воплощения победы жизни над смертью нашла продолжение в народном почитании Георгия Победоносца. В каком-то смысле Яриле – вроде бы хмельному богу весны и плотской любви – не впервой брать в руки оружие: часто его образ возводят к «однокоренному» богу балтийских славян Яровиту, который был богом не только весны и плодородия, но и войны.

Русский же, известный нам Ярило представляет собой принцип «make love not war». Это прекрасный юноша (часто – обнаженный) в маковом венке, верхом на белом коне. В народном творчестве он представлен и как «Яр-Хмель», который заставляет кровь юношей закипать, а сны дев наполняет чувственными грезами. Там, где он ступает, всходит несеянная рожь, от его взгляда расцветают цветы. В одной руке Ярило несет сноп пшеницы как символ жизни... а в другой – череп. Впрочем, о символах смерти чуть позже.

Девушка, идущая на костер

Итак, Ярило встречает девушку, влюбляется в нее, они ухаживают друг за другом – вероятно, ему приходится отгадывать ритуальные загадки, чтобы она согласилась пойти за него замуж. Их свадьба – и есть Купальская ночь. А эта девушка – Морана, сестра Ярило.

Морана (она же Мара, Морена, она же Маржана и т.п.) на территории современной России не особо популярна – чучело, именуемое «Масленицей» просто сжигают, прощаясь с зимой, и на этом все. Свое имя она сохранила у западных и южных славян. У них же реликты культа Мораны прослеживаются в почитании Марии Огненной. Изначально эту святую зовут Марина (!) Антиохийская, и день ее памяти отмечается за три дня до дня Ильи Пророка – преемника Перуна. Народные поверья «назначили» ее его сестрой, и в иконографии Мария-Марина часто изображается в окружении огненных гром-цветов – шестиконечных цветков, символов Перуна.

Свадьба детей Перуна, один из которых – приемный сын Велеса, знаменует собой мир между двумя великими богами и время благоденствия на Земле.

Испокон веков в праздник Купальской ночи славяне поют песни о запретной любви брата и сестры, обернувшихся после смерти красивым цветком – «иваном-да-марьей».-3

Собственно, в кровосмесительной связи таких божественных близнецов нет ничего странного и уникального для мировой мифологии – стоит вспомнить хотя бы Фрейю и Фрейра или Осириса и Исиду.

Однако у истории Ярило и Мораны не случилось счастливого конца.

Будучи богом плотской любви, Ярило в итоге изменяет Моране и оказывается убит и расчленен ею. Возможно, спасаясь, он обернулся конем и именно в таком облике принял свою мучительную смерть. На это намекает то, что иногда в рамках празднований в честь Ярилы в обряде фигурировал не человеческий, а конский череп.

Без Ярилы Морана становится кошмарной злой старухой и с ней идет по Земле холод, мрак и смерть.

А Ярило... оказывается в царстве мертвых, но и оттуда находит выход (вероятно, благодаря перелетным птицам или даже змеям, которые уходят зимовать в Ирий) и возвращается на землю, вновь принося торжество жизни, плотской любви и плодородия.

Старое воплощение Мораны сжигают в конце зимы, но и она возвращается в своем прежнем, прекрасном облике.

Они с Ярилой вновь встречаются... и все – весна любви, летняя свадьба, смерть на сбор урожая и зимнее одиночество – повторяется вновь.

Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)