Когда люди впервые приходят на открытые мастер-классы знаменитой художницы из страны Восходящего солнца Юко Нагаямы, они часто бывают шокированы, увидев своими глазами, в каких условиях рождаются её невесомые и воздушные акварели. Во-первых, она нередко работает, просто опустившись на колени и положив лист бумаги прямо на пол. Во-вторых, чтобы не тратить время за частую смену воды, Юко использует солидных размеров ведёрко или тазик. И, в-третьих, начинающих акварелистов или тех, кто заглянул на её показ случайно, вводит в ступор то, как вольно и даже небрежно (именно так это выглядит со стороны) художница обращается с красками.
«Люди всегда удивляются, глядя на мою настолько грязную палитру, – смеётся Юко Нагаяма. – Они не понимают, как я могу её использовать и при этом рисовать! Некоторые даже считают, что я умышленно приношу её уже замызганной, чтобы сохранить в секрете свою технику».
Откровения художницы вызывают в памяти строки Анны Ахматовой:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда...»
За плечами у 60-летней Юко Нагаямы Токийский университет искусств. Её первая персональная выставка прошла в столице Японии в 1986 году, когда Юко ещё училась в аспирантуре. А ещё через четыре года её работы показали в швейцарской галерее WEBER. Позже она преподавала в Университете искусств Мусасино (бывшая Императорская художественная академия), открыла свою школу живописи, а с 2017 года и по настоящее время является приглашённым профессором Университета искусств Киото Сага.
Маленькие тайны большого мастера
Как и у всякого мастера, у Юко Нагаямы есть свои секреты работы с акварелью. Например, чтобы выделить акценты в той или иной работе, она прибегает к золотой, серебряной или бронзовой краске, а для создания красивых разводов применяет мелкую и крупную соль, которую частенько дарят по её просьбе друзья.
Также она регулярно использует резерваж. Чтобы маскировочная жидкость не портила кисточки, художница смешивает её с мыльным раствором. После высыхания Юко Нагаяма соскребает тонкий слой плёнки кусочком нубука. А чтобы чистые места не выглядели грубыми и не выделялись на фоне остальной работы, она тщательно растирает их края меламиновой губкой.
Одной и той же кистью акварелистка набирает сразу 4-5 цветов и начинает рисовать. Японка признаётся, что практически не смотрит во время работы на палитру. Многолетний опыт и мастерство делают это за неё: кисть скользит по бумаге инстинктивно, а рука сама знает, какие краски и в каких пропорциях смешать, чтобы получился единственно нужный оттенок.
Всего она использует более 80 цветов и даже не всегда помнит, как некоторые называются. Юко разделила их на две палитры и собрала в одной синие и зелёные оттенки, ассоциирующиеся у неё с покоем и безмятежностью, а в другой – красные, отвечающие за передачу энергии и страсти.
Главное в работе акварелиста – его эмоции
Юко Нагаяма считает, что художнику нужно обладать хорошими академическими знаниями, но что ещё важнее – уметь прислушиваться к своему внутреннему «я» и быть наблюдательным. Она сначала долго выстраивает сюжет и размышляет над тем, как лучше подать ту или иную натуру. И когда наконец берётся за кисти, образ в её голове уже отчётлив и детализирован, а это значит половина будущей работы готова. Дело остаётся за малым – перенести всё это на бумагу любимой марки «Arches».
«Я пишу мокрым по мокрому, – говорит художница. – От того, как именно вода растечётся по бумаге, во многом будет зависеть форма изображаемых объектов. Поэтому предварительный точный рисунок может стать препятствием для непредсказуемых заливок. Линии не должны ограничивать того, что рождается из спонтанности».
Она не стремится к достижению фотографического сходства, и натура служит для неё лишь основой, но не целью. Гиперреализм ей чужд. Юко Нагаяма очень любит недосказанность. Её акварели не только воздушны и прозрачны, но ещё и покрыты флёром таинственности, создаваемым сочетанием различных эффектов. Они как медленно затихающая музыка или открытый финал у литературного произведения.
«С опытом ко мне пришло понимание, что поэзия, живопись, музыка и актёрское мастерство – это, по сути, одно и то же, – считает Юко Нагаяма. – Они различаются только способами выражения человеческих эмоций».