Беренис Эббот (годы жизни 1898-1991) изображает Жана Кокто (годы жизни 1889-1963) – французского художника-сюрреалиста, поэта, писателя и кинорежиссёра – сидящим в постели с несколько отсутствующим выражением лица, которое отражает взор головы куклы из папье-маше, находящуюся в левой руке мужчины. Кокто и кукла из папье-маше покрыты белой простынёй, и белый нейтральный цвет постельного белья изумительно играет с полосатыми обоями на стене. В целом данный образ перекликается с противоречивыми сочетаниями предметов и людей, очень часто встречающимися в картинах таких художников, как Джорджо де Кирико (годы жизни 1888-1978) и Рене Магритт (годы жизни 1898-1967).
Эта фотография – одна из серии портретов с участием Жана Кокто, сделанных Эббот, на них он то сидит, то лежит в постели. Эббот утверждала, что целая серия, а не одна конкретная фотография, может лучше всего передать сложность характера человека. На другом же уровне это указывает на интерес Беренис к взаимодействию между видимыми и невидимыми аспектами человеческого характера. Кокто подходит к данному вопросу с сюрреалистической точки зрения, обрисовывая сложные отношения между своим телом как объектом и собой как субъектом. В то время как Кокто решил представить себя именно таким образом, Эббот сумела отреагировать при съёмке фотографии как на внешность, так и на его бессознательное «Я».
Портретная живопись была основным источником средств к существованию для Беренис Эббот, в ту пору, а это середина 1920-ых годов, она проживала в Париже – столице Франции, где ей приходилось не сладко. Это знаменует собой этап становления реалистической фотографии Эббот, которую она практиковала на протяжении всей своей карьеры. Подход Эббот к практике портретной живописи во многом обязан Ман Рэю (годы жизни 1890-1976), это обосновывается точкой зрения лестного мягкого фокуса; искусственного освещения, создающего ощущение тайны и глубины; а также многих других деталей.
Тем не менее, в отличие от Ман Рэя, Эббот использовала портрет как средство для раскрытия характера натурщика, вычерпывая его из коммуникативного выражения лица, физического присутствия и интеллектуальной глубины. Подход Эббот к фотопортретам и её желание подчеркнуть уникальные качества своих персонажей можно рассматривать как закладывающие основу для разных других художников, работающих уже в наше время, таких как Джиллиан Уиринг (родилась в 1963 году), которая использует портреты, дабы заявить об отношениях между публичной и частной идентичностью.
- Художник – Беренис Эббот
- Название – «Жан Кокто, Париж»
- Год создания – 1927
- Размеры – 17,8 х 22,2 сантиметра
- Материал – Желатин на серебряной печати
- Место нахождения – Собрание Нью-Йоркской Публичной Библиотеки (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)