Найти тему
Записки о самолетах

"Который час" в авиации?

- Штурман, приборы!

- 37!

- что 37?!

- а что приборы!??

(Бородатый анекдот)

Всем зашедшим - привет! Сегодня хотелось бы уйти в несколько необычный для меня формат и открыть новый цикл, посвященный авиационным приборам.

Еще со времен рассвета авиации, со времен летающих этажерок в кабине пилотов должен был быть определенный набор инструментов, позволяющих человеку в кабине понять, где он находится, с какой скоростью он перемещается, сколько он находится в полёте. Сегодня поговорим об авиационных часах - приборе, до сих пор использующемся повсеместно.

До появления спутниковых систем навигации, массового развития индустрии, связанной с авиацией, появления множества радиомаяков, использующихся для определения положения самолёта в пространстве, часы являлись главным, если не единственным, навигационным инструментом. Казалось бы, как предмет, показывающий тебе, когда стоит пойти пообедать или ложиться спать, может помочь в ориентировании в пространстве?

Вкратце - принцип навигации по часам. Допустим, мы летим на самолёте с какой-то скоростью по заданному маршруту. Нам нужно пролететь 100 километров, повернуть на несколько градусов и пролететь еще 50 километров..

Маршрут показан розовой полосой
Маршрут показан розовой полосой

Мы знаем, что пройдённый путь - это скорость умноженная на время. Разумеется, с поправкой на ветер - но мы же математики, можем себе позволить это посчитать) Значит, мы можем сказать, за какое время наш самолёт при данном ветре и данной скорости пройдет требуемые 100 километров. После чего мы довернем нашу "летающую этажерку" на курс и пролетим оставшиеся 50 километров, оказавшись, таким образом, в точке назначения.

Ту-154, панель бортинженера. Видите часы?
Ту-154, панель бортинженера. Видите часы?

В то время почти все крупные часовые марки создавали часы для пилотов и обзаводились собственной летной историей. Большинство этих исторических моделей до сих пор в строю — они изменились, конечно, в угоду моде, но никаких новых аэрокосмических функций не приобрели.

Позже, часы начали применяться для множества других целей. С их помощью высчитывался остаток топлива, момент, когда требуется сбросить бомбы (да, первые массовые заказы на наручные часы для летчиков исходили именно от военных ведомств).

-5

Наручные часы должны были выдерживать холод (раньше кабины самолётов не были герметичными, были подвержены всем морозам и ветрам), должны были быть сверхнадёжными, ударопрочными, водонепроницаемыми и т.д. Всё это делало стоимость подобных вещиц весьма и весьма дорогими. Что уж говорить - старые советские АЧС-1 - до сих пор один из самых популярных авиационных сувениров (подчеркиваю - в домашних условиях функционал этих часов достаточно узок), и, как правило (по опыту общения с экспонатами музея ВВС в Монино, разграбленного в 90-е и 2000-е) - часы - это первый из приборов, которые крадут из самолётов. А теперь представьте, что функционал этой вещицы запихнули в корпус, умещающийся на руке.

-6

Итак, настоящие авиационные часы - очень дорого. А ведь многим хочется подобную, в современном мире - в первую очередь, имиджевую - вещицу. Я тоже захотел) И под руку мне попались российские часы бренда Alexander Diagan. Я выбрал часы из коллекции Earth, созданной для людей, связывающих свою жизнь с небом.

Если уж связывать свою жизнь с авиацией - так связывать по полной) Авиация на канале, авиация в часах, и, как то ни странно, но - авиация в машине) Про самолёты фирмы Saab мы еще как-нибудь напишем. Но, не в рамках этой статьи...
Если уж связывать свою жизнь с авиацией - так связывать по полной) Авиация на канале, авиация в часах, и, как то ни странно, но - авиация в машине) Про самолёты фирмы Saab мы еще как-нибудь напишем. Но, не в рамках этой статьи...

Часы оснащены механизмом Miyota 2035, представляются во множестве вариантов - я для себя выбрал латунный корпус с зеленоватым циферблатом. Смотрятся часы дорого, и, можно сказать, премиально) Кроме того, есть часы со стальным корпусом, с различными кожаными ремешками. Да, конечно, это не советские АЧС-ы (которые, кстати, часто путают с АЧХ), однако, учитывая дизайн, созданный по образцу дизайна именно авиационных приборов, и люминесцентные стрелки, как в настоящих АЧС-ах - мне часы очень понравились.

-8

(интересный факт. АЧС-ы светятся благодаря люминесцентной краске на основе фосфора. А АЧХ - посредством нанесения СПД - светомассы постоянного действия. И фон от таких часиков может достигать 300 мкР/ч, так что хранить такие дома однозначно не стоит. Но знали ли об этом те, кто воровал подобные радиоактивные приборы из монинских Ту-22, Т-100 и им подобных:) )

Вернёмся к наручным часам. Кроме всего прочего, часы бренда Alexander Diagan влагозащищенные, и, по проведенным случайно опытам, достаточно крепкие, что немаловажно в условиях эксплуатации) Даже с учетом того, что пилотом автору этих строк стать особо не хотелось - все-таки, мы больше по технической части... Свойства выбранных часов весьма и весьма полезны.

-9

А выбранный мной корпус, сделанный из латуни, кроме того, что выглядит весьма дорого, по заявлению производителя, со временем покроется патиной, что свойственно дорогим часам из бронзы.

Более того, я не един в своем мнении про эту модель - производителем было получено множество отзывов от покупателей, и буквально на днях в продаже появятся новые модели в латунном корпусе!

Если вдруг вы думаете, что вам пригодятся подобные часы - ссылку на них я оставлю ниже:

Ссылка на часы

Заходите, посмотрите - ассортимент достаточно большой, в частности, связанный не только с авиационной тематикой, кроме этого, есть еще и женские часы - ну, вдруг пойдут на подарок кому-то:)

На этом на сегодня все, тыкните лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные статьи)) Вам - несложно, мне - приятно ツ