- Штурман, приборы!
- 37!
- что 37?!
- а что приборы!??
(Бородатый анекдот)
Всем зашедшим - привет! Сегодня хотелось бы уйти в несколько необычный для меня формат и открыть новый цикл, посвященный авиационным приборам.
Еще со времен рассвета авиации, со времен летающих этажерок в кабине пилотов должен был быть определенный набор инструментов, позволяющих человеку в кабине понять, где он находится, с какой скоростью он перемещается, сколько он находится в полёте. Сегодня поговорим об авиационных часах - приборе, до сих пор использующемся повсеместно.
До появления спутниковых систем навигации, массового развития индустрии, связанной с авиацией, появления множества радиомаяков, использующихся для определения положения самолёта в пространстве, часы являлись главным, если не единственным, навигационным инструментом. Казалось бы, как предмет, показывающий тебе, когда стоит пойти пообедать или ложиться спать, может помочь в ориентировании в пространстве?
Вкратце - принцип навигации по часам. Допустим, мы летим на самолёте с какой-то скоростью по заданному маршруту. Нам нужно пролететь 100 километров, повернуть на несколько градусов и пролететь еще 50 километров..
Мы знаем, что пройдённый путь - это скорость умноженная на время. Разумеется, с поправкой на ветер - но мы же математики, можем себе позволить это посчитать) Значит, мы можем сказать, за какое время наш самолёт при данном ветре и данной скорости пройдет требуемые 100 километров. После чего мы довернем нашу "летающую этажерку" на курс и пролетим оставшиеся 50 километров, оказавшись, таким образом, в точке назначения.
В то время почти все крупные часовые марки создавали часы для пилотов и обзаводились собственной летной историей. Большинство этих исторических моделей до сих пор в строю — они изменились, конечно, в угоду моде, но никаких новых аэрокосмических функций не приобрели.
Позже, часы начали применяться для множества других целей. С их помощью высчитывался остаток топлива, момент, когда требуется сбросить бомбы (да, первые массовые заказы на наручные часы для летчиков исходили именно от военных ведомств).
Наручные часы должны были выдерживать холод (раньше кабины самолётов не были герметичными, были подвержены всем морозам и ветрам), должны были быть сверхнадёжными, ударопрочными, водонепроницаемыми и т.д. Всё это делало стоимость подобных вещиц весьма и весьма дорогими. Что уж говорить - старые советские АЧС-1 - до сих пор один из самых популярных авиационных сувениров (подчеркиваю - в домашних условиях функционал этих часов достаточно узок), и, как правило (по опыту общения с экспонатами музея ВВС в Монино, разграбленного в 90-е и 2000-е) - часы - это первый из приборов, которые крадут из самолётов. А теперь представьте, что функционал этой вещицы запихнули в корпус, умещающийся на руке.
Итак, настоящие авиационные часы - очень дорого. А ведь многим хочется подобную, в современном мире - в первую очередь, имиджевую - вещицу. Я тоже захотел) И под руку мне попались российские часы бренда Alexander Diagan. Я выбрал часы из коллекции Earth, созданной для людей, связывающих свою жизнь с небом.
Часы оснащены механизмом Miyota 2035, представляются во множестве вариантов - я для себя выбрал латунный корпус с зеленоватым циферблатом. Смотрятся часы дорого, и, можно сказать, премиально) Кроме того, есть часы со стальным корпусом, с различными кожаными ремешками. Да, конечно, это не советские АЧС-ы (которые, кстати, часто путают с АЧХ), однако, учитывая дизайн, созданный по образцу дизайна именно авиационных приборов, и люминесцентные стрелки, как в настоящих АЧС-ах - мне часы очень понравились.
(интересный факт. АЧС-ы светятся благодаря люминесцентной краске на основе фосфора. А АЧХ - посредством нанесения СПД - светомассы постоянного действия. И фон от таких часиков может достигать 300 мкР/ч, так что хранить такие дома однозначно не стоит. Но знали ли об этом те, кто воровал подобные радиоактивные приборы из монинских Ту-22, Т-100 и им подобных:) )
Вернёмся к наручным часам. Кроме всего прочего, часы бренда Alexander Diagan влагозащищенные, и, по проведенным случайно опытам, достаточно крепкие, что немаловажно в условиях эксплуатации) Даже с учетом того, что пилотом автору этих строк стать особо не хотелось - все-таки, мы больше по технической части... Свойства выбранных часов весьма и весьма полезны.
А выбранный мной корпус, сделанный из латуни, кроме того, что выглядит весьма дорого, по заявлению производителя, со временем покроется патиной, что свойственно дорогим часам из бронзы.
Более того, я не един в своем мнении про эту модель - производителем было получено множество отзывов от покупателей, и буквально на днях в продаже появятся новые модели в латунном корпусе!
Если вдруг вы думаете, что вам пригодятся подобные часы - ссылку на них я оставлю ниже:
Заходите, посмотрите - ассортимент достаточно большой, в частности, связанный не только с авиационной тематикой, кроме этого, есть еще и женские часы - ну, вдруг пойдут на подарок кому-то:)