Найти тему
Цвет времени

Не ищи ума – ищи разума

Когда Егорка пошел в первый класс, умел уже читать и считать, решать примеры в пределах ста. Учителям этот мальчишка сразу приглянулся. На уроках всегда отвечал правильно, всегда был жизнерадостным. Оказывается, он давно научился читать и с легкостью читал даже газеты и журналы.

Родители и учителя в школе души не чаяли в нем. Всем нравился он, всем хотелось его прижать, приласкать. Удивлялись:

- Откуда в Егорке столько находчивости, ума, вежливости, и размышляет как взрослый?

Родители у него были обыкновенные люди, еще и две старшие сестры-двойняшки у него были. Они тоже были обыкновенными детьми и таким умом, как у Егорки не блистали. Читал он много. Читал дома и в школе. В школьной библиотеке чуть ли не все книги перечитал.

- Дает же Бог кому-то ума, - говорили все о нем.

А потом еще и оказалось, что у него красивый голос и поет он хорошо. Во всех школьных и поселковых мероприятиях участвовал. Пел песни, читал наизусть стихи, да так читал, что заслушаешься. Когда пел на концертах, все женщины платочками вытирали слезы.

Егор подрастал, научился играть в шахматы. Талант у него был, у всех выигрывал, даже учителя географии, который всегда ходил с шахматной доской под мышкой, и то обыгрывал. Озадаченный учитель географии во все глаза смотрел на Егора, но так и не смог у него выиграть.

Учился он на отлично и конечно был гордостью школы. Многие удивлялись, как у него получается учиться на отлично. По улицам гоняет также, как и все мальчишки, за уроками дома сидит мало, не зубрит. Память у него была отменная, мог пересказать все, что слышал от учителя в школе неделю назад.

- Ой, Егорушка, и в кого ты у нас такой умный, - говорила мать, - как приятно слушать, когда тебя все хвалят. – Особенно в школе на родительских собраниях, тебя в пример всем ставят, а я радуюсь. Да и соседи все о тебе только хорошее говорят. Молодец ты у нас Егор, умный парень.

Так и было. Егора хвалили все и везде. Старшие сестры уже учились в профессиональном училище на кондитеров. Потом со временем обе вышли замуж.

Егор рос избалованным ребенком. Он уже привык, что его все хвалят, все им восхищаются, возомнил себя выше всех. Родители ради своего умного сына готовы были на все. Что ни попросит, все было для него.

Когда Егор повзрослел, стал понемногу меняться. Учился в старших классах, но учился все также на отлично. Как всегда выручал весь класс, отвечал много, знал все, что ни спросят. Знания его были глубокие, помимо учебы в школе занимался еще и самообразованием.

- Учеба для меня в жизни самое главное, - говорил он всем, - учеба - это мое любимое занятие. Я без книг и жить-то наверное, не смогу.

Но в одиннадцатом классе Егор стал по характеру просто невыносим. Он резко изменил свое отношение к учителям, спорил с ними, перебивал, считая, что он умней их, вел себя вызывающе, искал недостатки в них. Если он относился так к учителям, что уж говорить об одноклассниках.

Егор смотрел на одноклассников свысока, куда им до него. Особенно любил издеваться над теми, кто не очень успевал в учебе.

- Как это не знать простой элементарщины, тебе нужно в шестой класс, что ты делаешь здесь в одиннадцатом, - говорил с пренебрежением Антону, который учился слабо и часто не мог ответить.

Чего только не слышали от него одноклассники. Конечно они тоже не любили заносчивого Егора, но поделать ничего не могли. Правда хотели как-то с ним поговорить и проучить, но нашелся какой-то предатель и предупредил его.

Одевался Егор хорошо, этим тоже отличался от одноклассников, от родителей требовал, а те покупали ему все, что захочет, правда во всем ущемляли себя. Жили на зарплату, лишних денег в семье не было. Как уж это удавалось родителям, но они старались для своего умного сына.

Соседи и знакомые шептались между собой:

- Егор в их семье главный, полностью подмял под себя родителей. А для родителей каждое его слово – закон. Ходят перед ним на цыпочках. Если Егор сидит с книгой, в доме стоит полная тишина. Егор установил дома правила, по которым и живут его родители. Ну как это так?

Обсуждали Егора и в школе, учителя уже не рады были от этого умника. Даже поговорку вспомнили: «Ума много, да разума нет». Поэтому, когда на выпускном ему вручили аттестат с пятерками, учителя вздохнули свободно.

- Слава Богу, уйдет этот умник из школы.

После окончания школы поступил Егор легко в политехнический институт. Началась студенческая жизнь. Учился тоже на отлично. Но среди студентов тоже были такие же умные, нашлись даже такие, кто еще лучше его учился. Высокомерному Егору было не очень-то уютно среди них. Он привык, что в школе превозносили только его, а тут оказалось тоже много умных.

Здесь в институте никто им не восхищался, все были обыкновенными студентами и он среди них такой же, как и все. Постепенно Егор стал замкнутым. Видимо играло его самолюбие.

Были среди студентов спортсмены, ими восхищались, болели за них, когда они выступали за институт на соревнованиях. А Егор в спорте не был силен. Были среди студентов, которые хорошо пели, а у Егора со временем голос огрубел и уже не мог нормально петь.

прриезжая на каникулы тебовал новые вещи
прриезжая на каникулы тебовал новые вещи

Егор обиделся на всех. Никто им не восхищался и не хвалил. Возможно он мог бы участвовать в художественной самодеятельности, в спектаклях, но не хотел. Он замкнулся от однокурсников, был обижен, как-то сторонился всех. Но учился хорошо. Родители все также старались для умного сына. Приезжая на каникулы он требовал от них новые вещи, поесть вкусно.

Наконец Егор окончил институт, получил диплом и вернулся в свой поселок, жил с родителями, устроился на комбинат. Прошло месяца три и знакомые стали видеть Егора гуляющим не только в выходные, но и в будни, когда другие работали.

Как-то встретила его одноклассница Вероника. Разговорились, вспоминали школу.

- А ты институт говорят закончил Егор, ты что не работаешь?

- Да, получил диплом. Я устраивался на наш комбинат, отработал два месяца, но уволился.

- А что так? Не понравилось, - удивилась одноклассница, - у меня муж тоже работает на комбинате, правда всего год, но ему нравится.

- Нет не понравилось. Ну представляешь, начальник какой-то попался недалекий умом. Я ему говорю – нужно так, а он, не прислушивается, говорит и делает по-своему. Я с ним несколько раз сталкивался, доказывал, что он не прав, но… А потом, чтобы я ни сделал, он придирался ко мне. А мне это не нравится, когда меня не ценят. Не понимаю, за такого ценного специалиста, как я, они должны держаться двумя руками. Я сказал, что уволюсь, если они не прислушиваются ко мне. А начальник сказал: «увольняйся, скатертью дорога, за воротами много специалистов». Ну я и ушел.

- Да, сложно тебе Егор с твоими амбициями будет в жизни, - сказала Вероника, - ну ладно, я спешу, пока, - а сама думала, что Егор каким был таким и остался.

Обиженные родители Егора тоже всем соседям и знакомым говорили:

- Вот ведь не ценили нашего сына на работе, еще и нагружали, да придирались на каждом шагу. За такого умного держаться надо…

Ну не получилось Егору в одном месте, мог бы пойти работать в другое место или уехать в город. Образование есть, можно хоть куда устроиться. Но Егор всю зиму валялся дома на диване, у него даже и девушки-то нет. Познакомится с какой-нибудь девушкой и начинает её учить уму-разуму. Быстро они убегали от него. О нем и слава такая впереди него бежала. Местные девушки шарахались о него.

Ходил в клуб, иногда с друзьями выпивал, но не много. А осенью вновь поступил учиться в педагогический институт.

- Работа педагога мне нравится, и я даже мечтал об этом. Но почему-то пошел в политех.

Егор учился еще, получил диплом и пошел работать в местную школу.

- Наконец то сын добился своего, исполнил свою мечту, - радовались родители.

Отработал в школе Егор недолго. Во-первых, с коллегами не заладилось, не прислушивались они к нему и не понимали его методов работы с детьми.

Говорил родителям:

- Ну и дети нынешние необразованные, вредные, непослушные. Учителя не слушаются, домашние задания не хотят выполнять, да еще и грубят. С такими детьми только нервы свои тратить. Если бы я знал раньше, не пошел бы работать в школу.

И снова валялся у родителей на диване, те работали. А он вдруг решил поступать учиться в сельскохозяйственный институт. И опять учился, не работал. А потом были какие-то курсы, а потом еще. Но работать не работал, родители тянули его. Мать уже и на пенсию вышла, тратит свою пенсию и зарплату мужа на содержание сорокалетнего сына. Уже и соседи ей говорили:

- Что толку, что сын у вас умный? А где же его разум? Учиться, учится, а живет за счет родителей. Вот уж во истину, не зря говорят: «Не ищи ума – ищи разума».

Родители тоже так думают, но не могут сказать об этом сыну, обидится. А сколько еще он будет учиться и сколько еще тянуть им его, не понятно.

Можно почитать и дургие мои публикации:

Спасибо, что читаете, подписываетесь и поддерживаете меня. Удачи Вам в жизни.