Производителей фарфора часто узнают по определенным узорам и орнаментам на изделиях. Чтобы закрепить за собой исключительное право на уникальный узор, выделяться среди конкурентов, а также бороться с незаконным копированием, компании стараются зарегистрировать узоры в качестве товарных знаков. Иногда это у них получается, но не все орнаменты могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Ниже несколько примеров.
Известный венгерский производитель изделий из фарфора, компания Herend, 3 января 2024 года подала заявку на регистрацию в качестве товарного знака для своего узора, известного во всем мире под названием ""Херендская сетка", в патентное ведомство США. Знак заявлен для товаров 21 класса (различные виды посуды, статуэтки). Узор состоит из перьеобразных элементов, расположенных в шахматном порядке. Используется данная сетка с 1860х гг. Иногда эту роспись еще называют "рыбья чешуя".
Другой известный производитель изделий из фарфора - Императорский фарфоровый завод - является правообладателем целой серии зарегистрированных товарных знаков для узора культовой кобальтовой сетки в России.
Товарный знак № 263057 зарегистрирован в 2004 году, в том числе для фарфоровой посуды.
Товарный знак №259129 зарегистрирован в 2004 году
Товарный знак №258290 зарегистрирован в 2003 году
Товарный знак №594161 зарегистрирован в 2016 году для большого списка товаров разных классов, в том числе для конфет, чая, шоколада.
Товарный знак №692012 зарегистрирован в 2019 году для тарелок, блюдец, розеток. Знак относится к виду позиционных. Для позиционного знака важно его положение на товаре. В данной регистрации указано следующее "в качестве позиционного товарного знака заявляется расположение оригинального узора по всей поверхности ободка тарелки (блюдца, розетки, сухарницы), образованного тонкими дугообразными линиями, пересекающимися друг с другом, с нанесением в местах пересечения линий некрупных элементов в виде засечек. Узор располагается по всей поверхности ободка тарелки (блюдца, розетки, сухарницы) следующим образом: дугообразные линии наносятся от внутренней до внешней границы ободка тарелки (блюдца, розетки, сухарницы) и пересекаются таким образом, что образуют ромбовидные элементы, причем размер ромбовидных элементов плавно увеличивается по направлению к внешней границе ободка тарелки (блюдца, розетки, сухарницы); элементы в виде засечек, нанесенные в местах пересечения дугообразных линий, расположены в шахматном порядке, при этом расстояние между засечками увеличивается по направлению к внешней границе тарелки (блюдца, розетки, сухарницы)".
И еще один позиционный товарный знак №688194, зарегистрированный в 2018 году для чашек. "Позиционный товарный знак, представляющий собой оригинальный узор, образованный тонкими дугообразными линиями, нанесенными от нижней до верхней границы чашки и при пересечении образуют ромбовидные элементы. Размер ромбовидных элементов плавно увеличивается по направлению к верхней границе чашки. Элементы в виде засечек, нанесенные на чашку в местах пересечения дугообразных линий, расположены в шахматном порядке, при этом расстояние между засечками увеличивается по направлению к верхней границе чашки".
Но не все узоры становятся зарегистрированными товарными знаками. Например, патентное ведомство США отказало в регистрации товарного знака для цветочного орнамента Palermo от Villeroy&Boch.
3 января 1983 года компания Villeroy & Boch подала две заявки на регистрацию товарных знаков № 73407897 и № 73407931. Знаки состояли из изображения виноградной лозы, цветов и листьев в форме венков, заявленный орнамент известен под названием Palermo. В качестве заявленных товаров были указаны товары 21 класса "столовая посуда, а именно тарелки, блюдца, кружки, чашки, миски, чаши, вазы, горшки, кувшины".
Экспертиза пришла к выводу, что заявленные обозначения являются орнаментом, служат лишь для украшения на изделиях и выполняют только эстетическую функцию, а не функцию товарного знака - они не указывают на источник происхождения товара, маркированного данными товарными товарными знаками, то есть на компанию Villeroy & Boch.
Всю статью можно прочитать здесь + Решение об отказе