Одна из краеугольных проблем обучения вождению, из которой вытекают все остальные, включая низкое качество обучения - низкая цена обучения.
При этом, существует как минимум, три цены:
- Объективная, которая покрывает все затраты автошколы, плюс оставляет прибыль (добавочную стоимость);
- Реальная
- Демпинговая.
Как они складываются.
С объективной все понятно: издержки + прибыль. В издержки входит аренда, ФОТ, налоги, бензин, амортизация машин, оборудования, различные незапланированные платежи. Маржинальность (прибыль) - это прибыль собственника бизнеса, премии сотрудникам автошколы (мотивация для повышения качества работы), деньги на развитие мат. базы автошколы и не только.
Объективная цена - это цена за ту подготовку, которая предусмотрена программой подготовки водителей - то есть в полном объеме.
По достаточно грубым прикидкам, у частной организации эта цена ну никак не может быть менее 70 тыс. руб., при условии, что школа не экономит на чем то из перечисленного.
Однако, школ с таким ценником - единицы. Поэтому появляются СХЕМАТОЗЫ и ВАРИАНТЫ.
1. Самый популярный схематоз - декларируем в рекламе одну цену, а далее доп. оплатами выводим ученика на искомую сумму. Варианты могут быть разные: в цену не включены занятия по вождению, или включен какой-нибудь "стартовый пакет", не включено оформление документов, выбор автомобиля, бензин, и прочее, прочее - вариантов очень много.
Школу понять с одной стороны можно - выживать то как то надо. С другой стороны, сложилась ситуация, когда школа как будто стесняется того, что работает за деньги, а про получение прибыли в профессиональном сообществе иногда даже говорить зазорно: Мол, ты чего, деньги еще зарабатывать хочешь, а не просто доброе, разумное и вечное сеять?"
И коллеги уже косо смотреть начинают, хотя ситуация согласитесь, похожа на гротеск, в котором все перевернуто вверх ногами.
Поэтому про прибыль предпочитают помалкивать, потому что прибылей в автошколах как в СССР секса - нет!
2. Второй вариант схематоза - невыполнение программы. То есть вместо 56 часов вождения по 60 минут, даем 56 но по 45. И даже 56 по 45 еще поискать надо - на сайтах автошкол доминируют программы подготовки с 30, 20, бывает даже с 10 часами подготовки.
В жизни как правило, комбинируются варианты 1 и 2 сразу.
Причина? В качестве причины показывают пальцем на школы, где цена обучения начинается от 15000 (!) руб., постоянно проходят розыгрыши и вовсе бесплатного обучения и так далее. И все думают, что это вот такие козлы, которые пришли и рынок обвалили. В какой то мере это действительно так, но! Если посмотреть повнимательнее, то это точно такие же автошколы, просто с бОльшими наборами на счет демпинга и делают они все тоже самое, что и все остальные автошколы и что описано в п.1. и 2, просто в бОльших объемах.
Так же как и у обычных школ в основе их работы экономический расчет- привлечем много дешевых клиентов, получим много рыбов, как нибудь обучим на эти деньги тех, кто обучался вчера. для обучения сегодняшних - наберем новых завтра. То есть экономически в основе их работы лежит явление, которое называется кассовый разрыв.
В случае остановки конвейера набора хотя бы на пару недель, вся система начинает лавинообразно складывается, умножая каждый день просрочки по платежам. Именно поэтому реклама таких автошкол светится постоянно и очень агрессивная.
Работа таких автошкол по сути, имеет в себе признаки самой настоящей пирамиды, которая как мы знаем, рано или поздно рушится, причем, всегда. Поэтому это всего лишь бизнес: открыли автошколу, заработали, ликвидировали, появилось две новых и так далее. Примеров - полно: всякие федеральные, онлайны, ред, светофоры, зеленые светы, и прочие прочие - часть из которых уже благополучно почила в бозе, другая уже одной ногой в гробу стоит.
Поэтому, чтобы решить эту проблему, усилия сообщества нужно направлять на борьбу именно с такими школами.
Причем, сделать это достаточно просто, но это никому не надо: автошкола одна не потянет, а те, кто может потянуть им это не надо - потому что проблемы автошкол - это их деньги. Если у автошкол нет проблем - у них нет денег и проблему надо придумать. Именно поэтому ни один межгалактический союз ни разу не решил ни одной проблемы автошкол. Несогласные могут в комментариях возразить, приведя пару - тройку примеров.
А что тогда делать межгалактическому союзу? Ну на теме можно похайпить: любимое занятие - воздымание рук к небу и закатывание глаз наверх. А на небе у нас кто? Известно - европейцы ж! И тут в чат с двух ног врывается почти настоящий евпропеец и начинает вещать охеревающим директорам, смотрите, в Эуропе обучение стоит 250 тыщ в пересчете на ваши подешевевшие в последние пол-года тугрики (2,5 тыс. евро по ихнему)! (а еще совсем недавно - летом 2023 года было не 250 тысяч, а всего 150, но все про это уже забыли, чтобы не смущаться) Ух ты! Вот молодцы! не то что мы, валенки. После этого туземцы, обступив белого господина, начинают аккуратно интересоваться. ну как мол как это у вас получается, научите, вразумите!
Но вместо науки - скучный рассказ про как что организовано и где сдается экзамен. Почему? Да потому что рассказывать нечего! Потому что средняя зарплата в той стране аккурат 2,500 евро и есть. И надо понимать, что 2500 в Германии - это не 250000 в России. Из этих 2500 там 400 только на коммуналку улетит (и это не в трусах, а в свитере ходить дома будете и спать под тремя одеялами), минус еда, бензин намного дороже, налоги очень сильно повыше и прочее прочее. И зарплаты работников в автошколе - тоже 2500. Те самые.
То есть, если на круг прикинуть, то получится, что на наши деньги (по покупательной способности) в Германии обучение стоит +/- 70.000 руб.
Единственное, где мы проиграем - это в количестве айфонов, купленных на одну з/п. Но айфон он глобально везде одинаково стоит и в корзину товаров первой необходимости или издержки автошколы слава богу, не входит.
А где мы с вами видели эту цифру? А наверху - это результат сухого расчета экономически обоснованной деятельности. Это те деньги, за которые да, можно нормально учить и премии людям за это платить.
То есть по факту - главный секрет в том, что никакого секрета нет.
А есть попытка свалить проблемы, которые сами создаем, на внешние, "независящие" обстоятельства -ведь виноват всегда кто-то другой и даже в подъезде и то - Байден нассал.
На этом месте надо вздохнуть и идти готовить картинки с небывалыми скидками к дню всех влюбленных, который уже не за горами.