Важное замечание: тамэсигири - это высокодисциплинированное искусство, которое предполагает интенсивные тренировки и строгие правила безопасности. Пожалуйста, не пытайтесь овладеть мечом без надлежащей подготовки и наставничества.
Это был прекрасный июньский день в Ирвине, штат Калифорния, и пять кусков влажного, свернутого татами грохнулись на пол, когда отточенные мечи со свистом рассекли воздух. В то время как айкидо поощряет сострадание к противнику, к мишеням на татами не было пощады - когда айкидока из Икадзути Додзё двигался не достаточно быстро, Джим Альварес сэнсэй из Ливермор-Синрэй Додзё (Айкидо 6-й дан, Синкэндо Кёси, Тояма-рю Батто-до 5-й дан) поднимал свой клинок и демонстрировал виртуозную скорость, точность и технику.
Это был грандиозный финал четырехчасового семинара по тамэсигири, или контрольной рубке, на котором ранее около 20 с лишним учеников от 5-го кю до 4-го дана отрабатывали специальные движения с боккэном, которые должны были перейти в плавное и, надеемся, не травмирующее обращение с мечом. Альварес сэнсэй продемонстрировал технику работы с мечом, которая эффективно использовала инерцию, охватывающую всё тело владельца, для нанесения быстрых рубящих ударов, предотвращая потерю энергии при попытке остановить клинок. Он также рассказал о разнице между иайдо, искусством быстрого удара, и Синкэндо, гэндай-будо (современным боевым искусством), разработанным Тосисиро Обата сэнсэем. Альварес сэнсэй был личным учеником Обаты сэнсэя более 27 лет, и он описал Синкэндо как более полную систему обучения владению мечом, включающую субури, ката, батто-до, парные ката с мечами и, наконец, тамэсигири.
«Я пригласил Джима Альвареса сэнсэя провести эту серию семинаров, поскольку считаю его одним из самых искусных фехтовальщиков в сообществе айкидо», - говорит Джош Голд, соучредитель «Икадзути Додзё» и исполнительный редактор Aikido Journal. «Имея за плечами 40 лет опыта айкидо и 27 лет практики в Синкэндо, он обладает глубоким пониманием клинка. Он также отличный инструктор, у него большой опыт работы с настоящими клинками и проведения семинаров по тамэсигири с нулевым процентом травм. Кроме того, он отличный пропагандист и заразительно полон энтузиазма».
Когда пришло время переходить от боккэнов к настоящим клинкам, два опытных помощника Альвареса сэнсэя поставили в конце додзё стол с семью пронумерованными катанами. Они немного отличались по стилю, весу и длине, поэтому айкидоки выстроились в очередь, чтобы очень осторожно взять в руки каждый меч и определить, какой из них они захотят использовать на мишенях из татами. Альварес сэнсэй провёл обширную лекцию по технике безопасности, а также продемонстрировал и рассказал, как правильно держать меч во время ходьбы и передавать его помощникам для чистки после тамэсигири.
В центре тренировочной площадки было установлено пять стоек с мишенями, на каждой из которых, как свеча на подсвечнике, стоял свернутый и смоченный водой татами. Затем пять учеников подходили к столу с мечами, выбирали оружие и занимали свои места у мишеней, чтобы начать. Чтобы лучше понять суть семинара, вот несколько описаний опыта от самих учеников.
Мнения учеников
Тед Роуз, 3-й дан, оценил физические характеристики выбранного им меча и упорядоченность процесса теста на разрубание:
Меч был тяжелым — тяжелее, чем крепкий боккэн Ивама-рю, которым я пользуюсь уже много лет, тяжелее, чем иайто, который есть у меня дома. И он был острым, как бритва. Я выбрал тяжелую катану в надежде, что смогу сконцентрироваться на технике и позволить весу клинка без особых усилий выполнять разрубание.
Сначала был сделан диагональный рубящий удар сверху вниз с левой стороны, печально известное разрубание кэсагири, получившее своё название от монашеской рясы - кэса, которую носят буддийские монахи и которая оставляет одно плечо открытым. Сэнсэй отсчитал несколько медленных тренировочных ударов, а затем раздалась команда: «РУБИ!»
Пять мечей опустились одновременно. Те, чья цель была верной, а техника - плавной, были вознаграждены звуком «ЩЕЛК», и отрезанный мат упал на землю. И так продолжалось следующие два часа. После первой тренировки мы могли попробовать другие приёмы, впервые продемонстрированные сэнсэем, который всегда следил за безопасностью. Травм не было, и мы все покинули додзё с широкими улыбками.
Инструктор Икадзути додзё Настя Шуба, 2-й дан, нашла в этой практике личный смысл и большее понимание себя:
Около пяти лет назад я купила меч, и, как это часто бывает с покупками по капризу... меч пролежал почти без дела все эти годы. Иногда я практиковала субури с этим клинком, так как он был тяжелее любого боккэна, которым я владела, но у меня так и не было возможности нанести им удар. Момент, которого я ждал, наступил во время семинара Альвареса сэнсэя в нашем додзё. Я стояла перед мишенью, меч в руке, а в голове - сомнения: «А что, если я не смогу сделать ни одного разрубания, а я единственная на семинаре с собственным мечом?». Конечно, с такими мыслями я едва не попал в цель.
Уверенность в себе была для меня серьезной проблемой на протяжении последних нескольких лет, и после первого разрубания я решила, что это прекрасная возможность для совершенствования. Я рассматривала мишень как отражение моих текущих внутренних проблем и старалась сосредоточиться на этом. Второе разрубание было лучше. Это придало мне немного уверенности. Всю оставшуюся часть семинара я старалась не думать о мече и мишени, а сосредоточиться только на них. Некоторые удары были хорошими и чистыми, другие - нет, всё зависело от моей сосредоточенности. Хотя уверенность и сосредоточенность проявляются и в других аспектах тренировок, мне очень понравилась непосредственная и объективная обратная связь с мишенью. В этом процессе было что-то прекрасное и таинственное, что трудно выразить словами. Семинар не только улучшил мои навыки владения мечом, но и дал мне тактильный опыт, который я могу использовать для дальнейшего укрепления своей уверенности.
Джим Альварес показывает детали своего личного меча Джошу Голду и Гамильтону Чу
Джош Голд, 4-й дан, имеющий большой опыт тренировок с мечом, также обрёл личностную трансформацию и новую педагогическую перспективу благодаря семинару:
Я тренировался с мечом в течение 26 лет до моего первого опыта тамэсигири. Я тренировался с боккэном и металлическим иайто, но до недавнего времени никогда не разрубал мишень живым клинком. Владение острой, как бритва, катаной глубоко изменило мой взгляд на личную тренировку владения мечом.
Я также обнаружил, что это глубоко медитативный опыт. Столкновение с мишенью с помощью синкэна («живой меч») стало мощным катализатором для концентрации и объединения моего дыхания, разума и тела с мечом. Сам акт разрубания был подобен выключателю, который привёл меня в состояние повышенного дзансин (всепроникающего осознания). Кажется, в моей психике что-то щелкнуло, и теперь я могу возвращать себя в это состояние по своему желанию. Не знаю, как долго это продлится, но я всё ещё способен делать это спустя несколько недель после события.
Наблюдая за двухдневной практикой почти 50 человек разного уровня мастерства (от менее года до 35 с лишним лет), я также понял, что тамэсигири - мощный инструмент обучения и коррекции при работе с мечом. При обучении деятельности, связанной с телом и разумом, одним из самых мощных механизмов развития навыков является наличие немедленной и последовательной обратной связи. Вы можете тысячи раз взмахнуть боккэном по воздуху и не иметь ни малейшего представления о том, правильно ли вы объединили угол лезвия клинка, угол удара, ваше тело и ваш разум. Разрезая цель, вы получаете мгновенную обратную связь, которую можно использовать в качестве диагностического инструмента. Неудачное разрубание можно разобрать и проанализировать. Опытные спортсмены быстро настраивали свои удары и могли последовательно выполнять чистые и точные линии разрубания. У новичков, как правило, были плохие первые результаты, но они быстро исправляли их, основываясь на обратной связи, и смогли значительно улучшить результаты даже после разрубания всего трех-четырех мишеней.
Настроение участников семинара было очень позитивным, и было ясно, что возможность попрактиковаться с настоящими мечами - это воплощение мечты для многих. Альварес сэнсэй и его помощники профессионально провели занятие, а также выразили признательность за дисциплинированность присутствовавших айкидока.
Поскольку Альварес сэнсэй также преподает айкидо, после семинара он рассказал забавную историю о применении укэми в реальной жизни. Однажды он шёл по улице жарким нью-йоркским летом, держа в руках упаковку пива, и споткнулся о крышку люка. Столкнувшись с перспективой упасть животом на тротуар и потерять опору, он прижал упаковку к груди и сделал кувырок вперёд, что дало отличный эффект. «Когда ученики спрашивают меня, почему они должны изучать кувырки вперёд, - сказал он, - я отвечаю им: «Вы должны спасти пиво!»».
Источник: The Thrill of Tameshigiri