В предыдущей главе, когда я вспоминал свою модель триплана Fokker Dr1 "Красный барон", я написал, что когда я его строил, не мог себе представить, какое испытание выпадет на судьбу этого небольшого "пенолета". Я понимаю, что у любого человека, прочитавшего эти строки сразу возникнет недоумение - какая еще такая "судьба" может быть у небольшой РУ модели самолета, построенной из потолочной плитки? Что, она - эта модель, живое существо, что ли?
Так то оно так, только ведь какой бы простой не была модель, а ведь частичку своей души авиамоделист в нее вложил. А сколько труда было затрачено от момента задумки модели и до ее первого полета?! То то же...
Я, конечно сужу по себе, но уверен - любой здравомыслящий человек тоже вряд ли смог бы наплевательски и с полным равнодушием относится к плоду своего же труда... Во всяком случае, я всегда уважал свой труд и затраченное на него время, а к своим моделям отношусь как к родным. И независимо, большие они или маленькие, сложные или простые, удачными получились или не совсем. В них навсегда осталась и живет частичка моей души...
Итак, о модели Fokker Dr1 "Красный барон". Как я уже писал ранее, к вопросу создания радиоуправляемых моделей аэропланов я, работая в ДИОЛе, подошел не совсем стандартно. И, чтобы не заморачиваться, - так как модели я собирался делать не для соревнований или "показухи", а чисто для своей души и сердца, то главным критерием должен был стать ее внешний вид в полете. Такую модель с "натяжкой" можно назвать полукопия, а можно и вообще никак не называть. Но, я добился главного - в небе летит модель аэроплана, повторяя все формы его прототипа.
Как раз такой, в числе первых полетевших моих РУ аэропланов,, и стала модель аэроплана Fokker Dr1 "Красный Барон", которую я сделал из "потолочки" и обклеил цветным скотчем. При проектировании я использовал чертеж "Барона" из старого чешского журнала "Modelar".
А конструкция моего "Барона" была совершенно проста – модель полностью была сделана из пенопласта ("потолочки" 3мм), крылья усилены вклеенными снизу, в специально прорезанные пазы, лонжеронами из бамбуковых «шампуров» для шашлыка. В каждом крыле по одному лонжерону. Размах крыла 510 мм.
Так же из "потолочки" был сделан короб фюзеляжа и хвостовое оперение. А стойки шасси сделаны из проволочки 1,2 мм, на которые для жесткости были надеты пластиковые трубочки от конфет "Чупа - Чупс". Капот я вырезал из нижней части белой пластиковой литровой бутылки от молока. Вся модель была собрана на полимерном клее Титан, а деревянные детали и шасси вклеены на эпоксидной смоле.
Для особо любопытных - "начинка", состояла из мини сервомашинок, маленького бесколлекторного электродвигателя, регулятора хода на 12 А, приемника и небольшого литий-полимерного аккумулятора емкостью 500 МАч, - все производства Поднебесной Империи (КНР)
Около полутора лет эта модель висела в моей мастерской и не была востребована - по причине моей занятости основной работой. Но вот, в июле 2011 года пришел черед и "Красного Барона" готовиться к первому полету. Накануне я установил на него все необходимое электрооборудование, проверил работу сервомашинок и двигателя на всех режимах, выставил и отрегулировал "расходы" рулей и элеронов, подзарядил все аккумуляторы к завтрашним полетам - и для "Барона", и для всех других моделей...
На полеты мы с Виктором Довноровичем выехали только днем, - с утра, по ряду причин, выехать не получилось. Это была самая середина лета, 15 июля. Летать мы поехали на бывший аэродром сельхозавиации в Хохольском районе Воронежской области (35 км. от города). Мы туда ездили летать в те годы довольно часто - тишина, покой, никого постороннего поблизости нет, взлетная полоса, две рулежные дорожки и стоянки для самолетов - асфальтовые, хоть местами и выбиты или проросли травой, но для нашего воздушного флота, вполне подходящие. С этих дорожек и полосы - летай хоть вдоль, хоть поперек!
Подходы к аэродрому были свободные, лесополоса, относительно близко, была только с одной стороны аэродрома. А с другой стороны большое колхозное поле... Лесополосы по периметру этого поля были далеко. В общем, для наших моделей и полетов это был реальный "Мега аэропорт", как говорится "Летай-не хочу!" Лучшего аэродрома для полетов на РУ моделях я не встречал ни до, ни после. Между собой мы этот аэродром называли "Хитроу", - как называется крупнейший европейский аэропорт в Лондоне...
Погода в тот день была хорошая, - ясно, слабый ветерок, правда было жарко. Ну, что поделать, все же самый разгар лета. Сначала мы полетали, для "разминки" на давно облетанных и безотказных наших моделях- "ветеранах". Потом я начал готовить к первому полету свой триплан "Красный Барон". Как это часто бывает, "первый блин комом" - взлететь то я взлетел, но у модели была сильная тенденция разворота вправо, и вывести его из правого виража у меня не получалось. Так что пришлось прибрать газ, и сажать модель, выполнив полет по кругу. Чтобы удержать его по прямой просто не хватало рулей. Но, ничего, справился и нормально посадил "Барона" пролетев всего один круг...
Так как перекосов на модели не было изначально, то причиной правого виража мог быть только большой "выкос" оси вала двигателя вправо. Это небольшое отклонение вектора тяги вправо и вниз часто используют авиамоделисты на своих моделях. И я тоже это делал. Я не буду здесь вдаваться в теорию, для чего это делается - просто скажу, что тогда на своем "Красном Бароне" этот угол отклонения я изначально, еще при постройке модели, заложил несколько больше, чем "Барону" это требовалось. Поэтому мне и пришлось на месте менять настройки. Это заняло не более 15 минут, - я снял пропеллер, снял капот, и снял двигатель. Под лапки крепления мотора в нужном месте подложил шайбы, тем самым уменьшив угол отклонения оси вектора тяги. А затем все закрепил и собрал в обратной последовательности. Заменил на модели и винт. И мой "Красный Барон" снова был готов к полету...
Вскоре я снова взлетел, теперь модель летела и управлялась нормально, хотя где то в глубине сознания витала мысль, что потом надо будет еще немного уменьшить отклонение оси тяги, - как говорится "вреда не будет, - лишь одна "авиационная польза". Я тогда еще не знал чем, и главное - когда закончится этот полет...
Сначала я "прошел" на небольшой высоте над полосой, а потом развернулся и стал набирать высоту против ветра, - в сторону вспаханного поля. Все шло хорошо...
Мой триплан легко и красиво набирал высоту, вызывая в душе неподдельный восторг. Дело в том, что впервые в жизни я построил триплан, да еще и простейшей конструкции. Поэтому определенные сомнения в том, что он сможет так хорошо летать, у меня все же были. А теперь эти сомнения рассеялись как утренний туман! Мой "Барон" летел! Набирая высоту, я совершил где то над полосой пару кругов вправо, затем влево, но как то некстати усилившийся на высоте ветерок, начал сносить мой триплан в сторону лесополосы (она хорошо видна на предыдущих фото)
Я разворачивал модель в сторону поля, но против ветра никак не мог ее удержать на курсе - все же в путевом отношении мой "Красный Барон" был явно не стабилен - его постоянно ветром разворачивало то вправо, то влево. Ну, не мог я никак его удержать на курсе... В этом в первую очередь виню себя,- как говорится «зарулился», видимо для такой капризной модели неважным я оказался пилотом. Да и зрение уже стало не то, - летал я тогда еще без очков. Короче, не справился, и это надо честно признать...
За лесополосой было большое поле, не возделанное, дикое, заросшее высокой сорной травой. Пытаться сажать модель на территории аэродрома, перед лесополосой, уже было поздно, - "Барон" борясь с ветром находился уже практически над деревьями. Время для раздумий у меня уже не было. Чтобы не «приземлится» на лесополосу и не лишиться модели и ее оборудования, я принял решение набрать еще высоту, чтобы перетянуть через деревья...
Над лесополосой очередным порывом ветра модель конкретно развернулась к аэродрому и ко мне хвостом, и ее ветерком понесло за лесополосу в сторону дикого поля. Я уже не стал вмешиваться в управление и оставил "Барона" на волю ветрил...
А когда, по моей визуальной оценке, «Барон» пересек лесополосу – я просто убрал газ до минимума и плавно спланировал по ветру в сторону дикого поля. Модель планировала хорошо, и после того, как она скрылась из глаз за лесопосадкой, я некоторое время еще не шевелил стики пульта, чтобы не «мешать» модели самостоятельно планировать и сесть...
Выждав некоторое время, я выключил питание пульта. Что произошло с моделью, я конечно не мог знать, но в одном только был уверен - она уже села где то на поле за лесополосой. То, что она не разбилась я был убежден, так как модель была легкой, и я видел что она уверенно планировала по ветру. И по моим предположениям довольно сносно должна была приземлилась в траву...
Я отложил свои дальнейшие полеты "в сторону", и пока еще не наступил вечер,
предупредив Виктора, отправился на поиски своего "Красного Барона". Направление своего движения, хоть мне и преграждала путь лесополоса, я выдерживал, как мне показалось, правильно. Сказывался опыт поиска далеко улетевших своих "резиномоторок", когда я с ними выступал на соревнованиях. Кстати, с собой я прихватил и мощный бинокль, который всегда на полеты брал с собой Виктор. Пройдя сквозь лесопосадку, и став на краю насыпи узкой дороги, которая вдоль лесополосы вела куда то в дальние поля, я внимательно, метр за метром просматривал через бинокль это дикое поле в направление, куда улетела моя модель.
Я надеялся, что яркий красный цвет моего "Барона" сможет мне указать его местоположение. Но, увы - никаких признаков красного цвета не было видно на всем обширном пространстве поля. Видимо, зарылась модель в высокую траву. Я не сомневаюсь, что модель типа "резинки" или планера, да еще с помощью бинокля, я бы обязательно в такой ситуации увидел бы. У них и размеры приличные, и если модель ткнулась носом в траву - то как "флаг" издали будет торчать ее хвост с ярким стабилизатором, или из травы будет высоко "выглядывать" законцовка крыла. За годы соревнований это было неоднократно доказано жизнью...
А теперь, глянув с насыпи вниз и вперед, я понял, что ситуация складывается не совсем простая. Трава и прочая растительность на этом поле была по высоте не менее чем мне по пояс, а местами и того выше. Кое где в поле торчали тощие, высокие и сухие кусты. Но, тем не менее, я решился идти на поиск и спасение своего триплана. Я спустился с насыпи, и полез в траву,.. И первой неприятной неожиданностью стало то, что как раз здесь, в начале поля, практически вдоль всей лесополосы, в низине, поле было слегка заболочено, а трава и кустарник здесь местами достигал моего роста! А я, ко всему прочему, был в светлых тонких брюках и замшевых летних туфлях… Как вот тут не вспомнить «крылатую» фразу из одной старой телевизионной юморески «Письмо молодого инженера»:
- Мама, ты помнишь мои светлые брюки? Но, об этом потом…
Но самое главное, конечно, не это – а то, что в траве оказалось много клещей, и…змеи! Вот уж где я реально перепугался! Не знаю как кто, но змей я боюсь панически. И тем более, я ведь был в тонких летних брюках и таких же тоненьких замшевых туфлях, - почти что босоножках, и кроме бинокля в руках у меня ничего не было. Вот так влип...
Кстати, в тот год неоднократно в областных СМИ предупреждали людей быть очень осторожными – в воронежской области участились случаи укусов людей клещами и гадюками. Мне на старости лет только этой "радости" не хватало... Не слишком ли высокую цену можно было бы заплатить за эту улетевшую модель?!
К сожалению, найти ее в этом поле в тот же день мне так и не удалось, хотя в поле я осторожно все таки залез, и даже бродил там около получаса. Но, было и еще одно обстоятельство, мешавшее поиску - день то уже клонился к закату, а ехать домой надо было далеко. С тяжелым сердцем, я решил тогда прекратить поиск... Не без труда я снова благополучно преодолел заболоченную часть поля, выйдя на дорогу, стряхнул с одежды все что там, на поле, нахватал на себя. Закатал испачканные штанины и просмотрел ноги на предмет отсутствия присосавшихся клещей, и вернулся назад, на аэродром. Пока шел назад, в голове сразу созрел план - пока еще светло, полетать над этим полем в районе предполагаемой посадки "Барона" на нормальной модели с микро видеокамерой. Таковая у меня тогда была, и съемку в полете мы с Виктором уже неоднократно делали с разных моделей. Качество, конечно, было "так себе", но все же - это был шанс определить хоть примерное место посадки модели.
Сказано-сделано. Я быстро подготовил к полету свою "электричку", которую мы называли "Сомик", - старую и надежную пилотажную модель с большим налетом. На этом "Сомике" закрепил под нужным ракурсом камеру, и произвел взлет. Высоту пришлось набрать довольно большую - я должен был иметь с моделью надежный визуальный контакт, так как нижнюю часть обзора горизонта мне перекрывала лесополоса.
Видео съемку района предполагаемой посадки (падения?) "Красного Барона" я снимал с довольно большой высоты. "Нарезал" левые виражи (камера "смотрела" вперед-влево), постепенно смещаясь вправо, - покрывая поверхность дикого поля. На душе у меня было не спокойно - я ведь теперь рисковал и второй, и гораздо более серьезной моделью. И с гораздо более дорогим оборудованием...
И летал мой "Сомик" от точки, где я находился с пультом, на очень большом расстоянии. Виктор стоял рядом и тоже постоянно контролировал полет модели, подсказывая и помогая мне. Так мы, в "четыре глаза" и прошли растянутыми кругами, точнее овалами над полем, по моим расчетам полностью покрыв район посадки "Барона". Вздохнул я облегченно, когда "привел" свою "электричку" назад, на аэродром. Выполнив в снижении небольшой круг, я благополучно приземлился. Уже начало смеркаться, и мы быстро стали собирать свои пожитки и модели в машину...
Когда мы ехали обратно, в город, Виктор меня успокоил - в ближайшие дни мы обязательно съездим сюда, и найдем модель. А чтобы можно было вести поиск - сказал Виктор, я прямо сегодня положу в багажник машины имеющийся у меня в гараже старый "костюм" противохимической защиты со специальными бахилами. Этим костюмом, мол, я иногда пользовался на рыбалке. В нем не будут страшны не клещи, ни змеи...
Дома, когда я предстал перед женой в весьма неприглядном виде, она только усмехнувшись, покачала головой. А мне, со стыда от своего вида и грязных штанов, снова на ум пришла фраза из телевизионной юморески:
- Мама, ты помнишь мои светлые брюки? Но, об этом потом...
В тот же вечер я перекачал на компьютер весь съемочный материал, снятый при в полете над местом предполагаемой посадки "Барона". И при внимательном и неоднократном просмотре дома отснятого материала, несмотря на невысокое разрешение камеры, было обнаружено «подозрительное» красно-белое пятнышко на зелено-буром фоне поверхности поля. И такое пятно просматривалось только в одном месте. Я на листе бумаге составил кроки (схему) этого поля, обозначив по его периметру дорогу, лесополосы, а в стороне небольшой съезд на поле к большой куче компоста. Относительно этих ориентиров, я и очертил карандашом место, где приблизительно было расположено красно-белое пятно. Забегая вперед, скажу – место нахождения "Барона" с помощью съемки я определил точно!
А потом обстоятельства сложились таким образом, что мы с Виктором, по не зависящим от нас причинам, не могли выехать на поиски «Красного Барона» в течении 21 дня! Ну, вот так тогда сложилась обстановка у нас с ним на работе... Благо, погода стояла засушливая, и за все время один раз прошел небольшой дождь с грозой, и то местами... Возможно, гроза и дождь обошли то поле стороной? Не знаю. Это так и осталось для меня тайной...
При первой же возможности мы выехали на поиски потерпевшего бедствие "Барона". Единственной возможностью немного заехать на это поле оказался грунтовой съезд к куче вонючего компоста. Но, выбирать не приходилось.
В поле, на поиск модели, я пошел в соответствующей экипировке – в прорезиненном костюме противохимической защиты, «вооруженный» фотоаппаратом и пластиковой трубкой от удилища (чтобы раздвигать высокую траву и для защиты от гадюк).
Ходил галсами в том районе, который был определен по видеозаписи. Поглядывая на лесополосу, за которой находился аэродром и мысленно сравнивая траекторию планирования моего "Барона" в тот злополучный день, я был уверен, что место поиска выбрано правильно. Места разворота на обратный галс при поиске я отмечал полосками хорошо видимой зеркальной лавсановой пленки серебристого цвета - чтобы четко выдерживать зону поиска, и не отклониться в сторону. Эти полоски я просто привязывал к наиболее высоким кустикам высохшей травы. И что вы думаете? - минут через 20 активных поисков я таки нашел своего «Красного Барона»!
Радости моей не было предела - все я тогда, когда потерял над моделью контроль, сделал правильно, отпустив ее на волю ветрил! И место посадки на кадрах съемки я определил правильно.
Еще не взяв модель в руки, я сделал несколько фотоснимков "Барона", лежавшего в траве, с разных ракурсов. И лишь только потом я его аккуратно поднял, сразу отключил (конечно же полностью разряженный) аккумулятор от бортсети, и внимательно осмотрел триплан со всех сторон.
Модель, на удивление, была абсолютно целой, даже винт не сломался! Однако, бипланные стойки, микропористая резина колес, а местами и изоляция на регуляторе и моторе были объедены насекомыми. А внутри фюзеляжа, когда я в мастерской открыл верхний гаргрот, было даже несколько черных пятен типа слизи и плесени, с отложенными в ней белыми личинками каких то тварей. За три недели, в "Стране дремучих трав" мой триплан уже "обжили" некоторые виды местных насекомых...
В мастерской, в спокойной обстановке, модель была очищена с применением спирта, вся бортовая электроника снята и проверена, а изоляция отремонтирована или заменена. Двигатель был разобран, промыт тоже спиртом, очищен и снова собран. И ведь все, абсолютно все, исправно работало! Как будто и не было этих 3-х недель под открытым небом!
Аккумулятор, несмотря на глубокий разряд, удалось малым током снова зарядить. И он до сих пор рабочий! Правда, на модели для полета я его не ставлю, а использую только для тестирования или настройки электроники на других моделях.
А «Красного Барона» я привел в порядок, и принял не простое "командирское" решение - после всего, что пришлось "пережить" этой модели - в небо она больше подниматься не будет. Пусть она останется и сохранится на добрую память такой, какой она уходила в тот непростой и памятный для нее (и для меня!) полет...
Я, как уже сказал, снял с модели всю электронику, поставил на "Барона" муляж двигателя, и повесил на стене в мастерской - на «заслуженную» вечную стоянку… Что касается электрической начинки "Барона", - то все сервомашинки, приемник, регулятор хода и двигатель продолжили летать на других моделях.
А уже после развала нашей фирмы ДИОЛ, и закрытия магазина и сервисного центра, я перевез "Барона" к себе домой, где он и продолжает храниться на вечной стоянке, как очень памятный для меня артефакт. Мне всегда приятно вспоминать те годы, когда я работал в ДИОЛе, и все те события связанные с постройкой, полетами и поисками РУ триплана "Fokker Dr1 Красный Барон"...
Казалось бы, что в этой истории с трипланом можно было бы и поставить точку. Только через девять лет, в период, когда началось "ковидобесие", я решил, - и опять же чисто для души и сердца, снова построить пенопластовую РУ модель триплана, в чем то очень даже похожего на Fokker Dr1, но конечно не его. Это должен был быть просто триплан, такой же "пенолет" , и с весьма похожими формами. Только самое главное к нему требование было такое - он должен быть немного больших размеров, тихоходным, и обязательно разборным. И кроме того, для стабильного и устойчивого полета, я решил на нем не делать элеронов, а поперечную устойчивость обеспечить поперечным углом V всех трех крыльев.
И спокойно, не торопясь, зимними вечерами я довольно быстро создал новый триплан. А летом, в тихое солнечное утро, я его успешно облетал на школьном стадионе - рядом со своим домом. Этот триплан полетел сразу очень хорошо, - я ведь учел некоторые ошибки, которые были допущены при создании "Красного Барона". И прекрасно он держался в воздухе на малых скоростях - удельная нагрузка на крыло у него была весьма небольшая. Позднее, уже ранней осенью, мы с моим товарищем Сергеем Журавлевым, устроили полеты на спортивном аэродроме Гремячье. Вот тогда, помимо других моделей, я прихватил с собой и уже облетанный на ограниченной площадке стадиона, свой разборный триплан. Условно, для себя, его я назвал "Красный Барон-2". И вот в то тихое осеннее утро мой "Барон-2" познал настоящее, высокое небо...
Он прекрасно и медленно летал, легко управлялся. После тех полетов я нанес на эту модель мальтийские кресты, и он приобрел свой окончательный вид. Потом он еще неоднократно летал, правда не на аэродроме, но на поле, размерами больше чем аэродром. Единственно, в чем было на том поле неудобно, - это довольно высокая трава, и взлететь с земли на такой модели там просто не представлялось возможным. Пришлось запускать "Барон-2" с руки. Зато при посадке в мягкую и густую траву всех моих легких "пенолетов", и "Красного Барона-2" в том числе, безопасность обеспечивалась полная!
И очень хорошо смотрится этот триплан - и на земле, и в полете, - не хуже Фоккера. Надеюсь, что еще не раз мой триплан поднимется в большое небо...