Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога!
Сегодня вас ждет увлекательная виртуальная экскурсия по одному из самых красивых исторических дворцов Москвы, двери которого, увы, плотно закрыты для большинства москвичей и гостей столицы. Но благо, у нас с вами найдется потайной золотой ключик, который позволит проникнуть внутрь. А отправиться нам предстоит в Александринский дворец, он же Демидовский, он же Орловский, названный по именам бывших хозяев, или просто главный дом усадьбы Нескучное. Несмотря на свой масштаб, историческую и архитектурную значимость, а также удобное расположение на территории Нескучного сада, одного из популярнейших парков Москвы, Александринский дворец несправедливо обделен вниманием туристов и столичных жителей. Оно и понятно: дворец на сегодняшний день занимает Президиум Российской Академии наук, а свободный проход в здание отсутствует. Но терпение и труд, а еще немного активности и настойчивости открывают любые двери, так что я с радостью приглашаю вас взглянуть, как выглядит внутри главный храм российской науки.
Но, как и всегда, прежде чем попасть внутрь здания и полюбоваться его парадными интерьерами, начнем с короткого исторического экскурса. Первым частным владельцем обширных земель на правом высоком берегу Москвы-реки на юго-востоке современного Нескучного сада был князь Никита Трубецкой. При нем здесь была основана обширная усадьба, а также регулярный парк. Кстати, самой известной постройкой того времени является павильон «Охотничий домик» (ротонда середины XVIII века), где с 1990 года проводятся игры «Что? Где? Когда?». В последующие годы усадьба еще не раз меняла владельцев, среди них были надворный советник Зубов, князь Шаховской, промышленник Демидов и представители дворянского рода, братья Орловы. Каждый новый собственник перестраивал усадьбу на свой лад, возводя новые постройки и по-новому благоустраивая сад. Некогда скромное «дворовое хоромное строение» превратилось в масштабный классический дворец, а вокруг него появились гроты, мосты, оранжереи, флигели и летние дома.
Главный усадебный дом приобрел свой нынешний облик в конце XVIII – начале XIX века. Сама усадьба к тому времени получила название «Нескучное» по характеру проводимых в ней многолюдных гуляний с музыкой, танцами и роскошными ужинами. В начале XIX века усадьба и окрестные территории были выкуплены дворцовым ведомством Николая I. Нескучное должно было стать владением супруги императора Александры Федоровны, в связи с чем усадебный дом был перестроен в стиле ампир и начал именоваться Александринским дворцом. В помещениях здания обустроили гостиные, столовые, опочивальни, бальный зал и кабинеты. Дворец, равно как и весь Нескучный сад принадлежали императорской фамилии вплоть до самой революции, пока не были национализированы. Ну, а без малого целое столетие до того в нем регулярно останавливались члены царской фамилии во время приездов в Москву.
В 1920-х здание на несколько лет превратилось в Музей мебельного мастерства, а начиная с 1934 года Александринский дворец, а также ряд соседних построек занимает переехавший из Ленинграда в Москву Президиум Академии наук СССР. Бывшие императорские покои становятся рабочими кабинетами ведущих отечественных деятелей науки. Кроме того, в дворцовых помещениях нередко устраивают торжественные мероприятия на государственном уровне, проводят приемы высокопоставленных гостей и различных зарубежных делегаций. В свое время гостями Александринского дворца стали даже собаки Белка и Стрелка, вернувшиеся с земной орбиты.
В последние годы на усадебной территории активно ведутся реставрационные работы, многие постройки, десятилетиями не знавшие ремонта, восстанавливаются в соответствии с первоначальным обликом (на фото выше – дворцовая гауптвахта, или караульный домик). И черед вот-вот дойдет до самого Александринского дворца, который в настоящее время является резиденцией президента РАН. Ранее здание также использовалось для заседания Президиума, но в 1990-х годах для этой цели было построено современное здание на площади Гагарина, известное среди москвичей под названием «Золотые мозги».
Уже сам факт посещения Александринского дворца не назвать иначе как большой удачей. Ну, а то, что состоялось оно незадолго до закрытия дворца на реставрацию, лишь добавляет своего рода «эксклюзивности» сегодняшней публикации. Вход в Александринский дворец внезапно «охраняют» не львы, а выполненные из мрамора собаки, вальяжно лежащие по бокам от парадной лестницы. Одна из них словно оглядывается на установленный на фасаде здания уличный термометр.
Ну, а нам пора проследовать внутрь здания, чтобы полюбоваться его величественными интерьерами. Уже буквально с порога сильнейшее впечатление производит центральный холл дворца, своды которого напоминают старинные палаты. Неудивительно, ведь современный дворец фактически и был построен на основе палат XVIII века.
В последующие годы и даже столетия в облике дворца, как внутри, так и снаружи, друг на друга наслаивались различные архитектурные стили и методы декоративного оформления интерьеров. Массивные колонны и «дворцов заманчивые своды» были дополнены барочными светильниками, античными статуями и антикварной мебелью с позолотой.
Особняком стоит орнаментальная роспись потолков, масштабная, но при этом чрезвычайно детализированная и крайне изящная.
Сегодня уже сложно сказать, что из интерьеров дворца сохранилось с XIX века, что было позднее дополнено антикварными предметами того же времени, а что представляет собой историческую стилизацию. Но так или иначе каждая деталь внутреннего декора здесь смотрится уместно и не выбивается из общей композиции оформления.
Уже в одном только центральном холле чувствуешь себя словно в зале Эрмитажа, а предметы здешнего интерьера ничуть не уступают самым роскошным музейным экспонатами.
А ведь самое интересное еще только ждет нас впереди. Пройдя через центральный холл, мы оказываемся перед парадной чугунной лестницей, выполненной, как считается, по эскизу Осипа Бове, главного московского зодчего, творившего в первой половине XIX века.
Чугунные лестницы являлись важнейшей деталью дореволюционных интерьеров Москвы, но та, что сохранилась в Александринском дворце, по-настоящему поражает своим великолепием.
Да и сочетание черного и золотого смотрится весьма благородно. Лестница Бове, ведущая на второй этаж, будто символизирует собой переход от старинной дворянской усадьбы к роскошному императорскому дворцу.
Ну, а поднявшись на второй этаж, мы попадаем в настоящую анфиладу примыкающих друг к другу парадных залов дворца. От красоты здесь голова идет кругом.
Первое помещение на нашем пути – бывшая приемная. Сегодня здесь уже можно наблюдать начальные приготовления к предстоящей реставрации. Все отделочные материалы, которые будут задействованы в восстановительных работах, проходят тщательную проверку на предмет соответствия оригинальным образцам.
Далее мы попадаем в Малый колонный зал, украшенный мраморными колоннами, изящной люстрой с декоративными подсвечниками, антикварной мебелью с позолотой и бюстами великих ученых.
В Малом зале установлены бюсты первого крупного русского ученого-естествоиспытателя Михаила Ломоносова, историка Аарона Христиана Лерберга, математика и механика Леонарда Эйлера и основоположника петербургской математической школы Пафнутия Чебышева (фотографии в карусели ниже).
Но есть и отсылки к нашим современникам. Так, на одной из стен в Малом зале можно увидеть портрет Гурия Ивановича Марчука, выдающегося физика и математика, последнего президента Академии наук СССР.
Антикварная мебель, хранящаяся в здании Президиума РАН, по своей красоте не уступит интерьерами петербургских императорских дворцов. Здесь, впрочем, тоже самый настоящий дворец – науки.
Следом за Малым колонным залом располагается Большой зал, еще более помпезное помещение, выполненное в стиле ампир. Некогда Большой колонный зал Александринского дворца был бальным, и именно в нем проходили главные торжественные мероприятия. Ну, а в наше время зал предназначен для заседаний руководства РАН.
Зал представляет собой, пожалуй, самое торжественное помещение во всем дворце: мраморные стены и колонны, массивная, но в то же время изящная люстра, высокие потолки с шикарной росписью. Из общего колорита немного выбивается современная мебель и техника, но сам зал от это ничуть не становится хуже.
Дворцовые люстры как отдельный объект восхищения:
Ну, и, конечно же, заслуживают упоминания прекрасные дворцовые своды с орнаментальной росписью в технике гризайль, имитирующей объем. Учитывая немалую высоту потолков и невозможность присмотреться вблизи, такую роспись легко ошибочно принять за лепнину. Обратите внимание, что даже на мемориальной табличке (третье фото в статье) здешняя роспись выделена отдельно, как важнейший элемент дворцового ансамбля. Выглядит действительно совершенно непередаваемо.
Впрочем, по всему дворцу то тут, то там встречаются не менее любопытные исторические детали интерьера, как, например, эта изящная дореволюционная печная дверца:
Удивительно, но до наших дней практически в безупречном виде дошли и изящные дверные ручки, одни из самых красивых, что мне доводилось видеть. Вот уж действительно императорская роскошь.
А самая невероятная деталь здесь – фигурки человечков (или это чертики?), прикрывающие замочные скважины. Деталь, по всей видимости, настолько редкая, что мне не удалось даже найти в интернете фотографий чего-либо подобного. К слову, в качестве анонса сегодняшней статьи я использовал короткий видеоролик именно с этим замочком.
Ну, а мы перемещаемся в следующий зал – приемную. Двери отсюда ведут в рабочие кабинеты президента и вице-президентов Академии. В настоящее время руководителем РАН является ученый в области физики полупроводниковых приборов, доктор технических наук, профессор Геннадий Яковлевич Красников.
В приемную также можно увидеть стилизованную под старину мебель, а ее стены украшают портреты выдающихся личностей, внесший существенный вклад в развитие отечественной наука. На фото ниже по центру можно увидеть портрет Михаила Ломоносова, слева – Леонарда Эйлера, а справа – Петра I, по указу которого в 1724 году была создана первая в России Академия наук, Петербургская, которая в дальнейшем была преобразована в РАН.
Рядом можно заметить каминные часы «Минин и Пожарский», повторяющие монумент Ивана Мартоса на Красной площади Москвы. Впервые подобные часы были созданы в 1820 году французским бронзовщиком Томиром, а впоследствии неоднократно повторялись французскими и русскими мастерами. Так что, вполне вероятно, перед нами одна из копий, выполненная в первой половине XIX века.
Стену напротив украшают портреты первых президентов Петербургской академии наук, возглавлявших данное научное учреждение в XVIII – XIX веках, а под ними массивный стол, декорированный маскаронами.
И еще немного шикарной потолочной росписи. Любоваться ей можно бесконечно. И, кстати, «объемная» техника нанесения гризайль − это то, что объединяет Александринский дворец с другим знаменитым дворцом Москвы, Петровским путевым. Ему в данном блоге посвящена полноценная статья.
Люстры, освещающие дворцовые залы, тоже исключительно великолепны, причем каждая красива по-своему.
А вот такой вид открывается из приемной в сторону Ленинского проспекта. Там вдалеке установлены парадные ворота со скульптурными группами, символизирующими изобилие, а от них ко дворцу ведет главная аллея, упирающаяся в сквер, центральным элементом которой является Никольский фонтан работы Джованни (Ивана) Витали.
А это вид уже в противоположную «садовую» сторону. Туда мы и отправимся.
Но прежде спустимся вниз, на сей раз по второй лестнице, чуть менее торжественной, но не менее красивой.
Покидая дворец, стоит заметить, что внутри осталось несколько неосмотренных нами помещений, в частности рабочих кабинетов сотрудников, но большинство из них уже не столь богато декорированы. Быть может, исключая разве что кабинеты руководящего состава, но меньше всего хотелось тревожить академиков, пренебрегая проявленным гостеприимством. Впрочем, получить некоторое представление об интерьерах данных кабинетов можно, поискав на официальном сайте Академии новости о визитах правительственных или зарубежных научных делегаций. Ну, или поверьте на слово: самые красивые помещения Александринского дворца мы с вами увидели.
Ну, а далее мы перемещаемся в сад Александринского дворца, отсюда и название данной стороны здания − садовой. Сад, впрочем, пока что не слишком-то благоустроенный и оборудованный для прогулок: чтобы сделать панорамную фотографию дворца, пришлось пробираться прямо по сугробам, при этом набрав в ботинки снега. Но что поделать, красота требует жертв.
Садовый фасад здания не менее прекрасен, но при этом чуть острее нуждается в надлежащем уходе. Что ж, можно не сомневаться, грядущая реставрация дворца исправит все недочеты и вернет ему первоначальный торжественный облик. Ну, а если хотите сравнить внешний вид сооружения в формате до/после, рекомендую поторопиться, пока здесь не начались масштабные восстановительные работы.
Вообще для меня стало настоящим открытием, что к дворцу можно свободно подойти (и даже обойти по кругу), прогуляться по территории и осмотреть прилегающие постройки. Данная территория всегда казалась мне почти что неприступной, а сам дворец чем-то недосягаемым. Так что, если вы тоже не были в курсе этого секрета Полишинеля, имейте в виду: попасть на территорию можно совершенно свободно, пройдя по парадной аллее от Ленинского проспекта или через каменный мост из Нескучного сада.
Очевидно, что в летнее время здесь еще красивее и уютнее. Ну, а заодно вы сможете увидеть Никольский фонтан, один из старейших фонтанов Москвы, изначально установленный в 1835 на Лубянской площади и простоявший на ней без малого целое столетие. Перед реконструкцией дорожной структуры на Лубянской площади фонтан в конце 1931 года разобрали и спустя три года установили перед Александринским дворцом, где он и находится по сей день. К слову, второй известный фонтан Витали можно и сегодня увидеть на Театральной площади Москвы.
А еще мне повезло стать свидетелем возвращения скульптурной композиции «Времена года» на пилоны главных ворот дворца на Ленинском проспекте. Реставрация скульптур длилась более трех лет, и сегодня им спустя много десятилетий возвращен первоначальный облик. Все дело в том, что изначально въездная группа, созданная по проекту архитектора Евграфа Тюрина в первой половине XIX века, представляла собой две отличные друг от друга скульптуры. Но к 1930-м годам скульптуры на правом пилоне оказались практически разрушены, и вместо них установили точную копию скульптур с левого пилона. Но и они к началу 2020-х годов подошли в весьма печальном виде. По итогам реставрационных работ оба пилона въездных работ украсили новые скульптурные группы, в точности повторяющие оригинальные. Ну, а сохранившуюся подлинную левую группу установили в качестве музейного экспоната в одном из помещений Академии наук.
На этом наша виртуальная экскурсия по историческому зданию Президиума РАН, прекрасному Александринскому дворцу, подошла к своему завершению. Александринский дворец, даже несмотря на свою непростую историю, многочисленные перестройки и смены владельцев, нынешнюю принадлежность научному учреждению и закрытость для большинства москвичей и гостей столицы, продолжает оставаться одной из ярчайших достопримечательностей Москвы, памятником столичной истории и архитектуры. Я от души благодарю пресс-службу Российской академии наук за возможность побывать в стенах этого величественного сооружения и поделиться с уважаемыми читателями фотографиями его прекрасных интерьеров. Именно так, блистательно и торжественно, и должен выглядеть главный храм отечественной науки.
И на этом об Александринском дворце на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.