Японская техника уже давно покорила пользователей по всему миру своими инновационными возможностями, обширным функционалом и отличным качеством, а японские автомобили, несмотря на обилие европейских и американских производителей, стойко выдерживают конкуренцию и по сей день считаются одними из самых лучших и надежных. Однако все вышесказанное никоим образом не касается обороной индустрии, и, в частности танков, собранных руками трудолюбивых японцев.
В отличие от тех же автомобилей, японские танки вообще никто не покупает, и это, с одной стороны, очень странно, ведь для многих понятие «японский» уже давно является тождественным понятию «качественный». С другой же стороны, практически все японское оборудование отличается своей высокотехнологичностью, а, значит, и высокой стоимостью. В связи с чем у экспертов в области военного дела возникают вопросы: «А стоит ли игра свеч?»
Дело в том, что средняя стоимость современного, но далеко не самого мощного и надежного японского танка варьируется в пределах от 6 до 10 млн долларов, а это баснословные деньги! К слову, российский танк «Т-90» стоит 4,5 млн долларов, и он, на секундочку, считается самым современным и самым дорогим российским танком. Да и по техническим характеристикам японцы явно уступают: слишком уж мало снарядов помещается в автомат заряжания – всего 14, когда как боекомплект того же «Т-90» вмещает в себя 43 снаряда.
О чем это говорит? Да о том, что, выпалив все 14 имеющихся у него снарядов, японский танк на какое-то время, вероятно, пока пушки будут перезаряжаться вручную, окажется, мягко говоря, беззащитным и крайне уязвимым. А это практически 100-процентное поражение…
Кроме того, практически нет никакой информации о том, как ведут себя японские боевые машины в различных климатических условиях. И, если уж продолжать сравнительную характеристику с «Т-90», то можно отметить, что россиянин исправно служит и на просторах России-матушки, и в более засушливых странах, а вот как будет вести себя японский танк – непонятно. Хотя я забегаю вперед…
На сегодняшний день в Японии производится две современные и, на самом деле, довольно неплохие модели танков – это «Type90» и «Type10», которые были разработаны в 1990-ом и 2010-ом годах соответственно. До 2007 года в стране восходящего солнца действовал запрет на экспорт оружия, который был введен еще в 1946-ом.
Ну а после его отмены Япония начала предпринимать активные меры для выхода на мировой рынок вооружения. Причем ее попытки нельзя назвать совсем уж провальными: если в далеком 2010 году торговля оружием принесла Японии порядка 22 миллионов долларов, то в 2019 эта сумма возросла до 2,9 млрд долларов, что позволило стране восходящего солнца войти в десятку крупнейших экспортеров вооружения в мире!
Но эти показатели затрагивают японскую оружейную индустрию в целом, когда как ситуация с танками с самого начала как-то не задалась. Еще со времен Второй мировой войны существовало мнение об отсталости японских боевых машин от зарубежных конкурентов. За 20 лет до начала войны с Китаем и последовавшим за ней наступление на всю юго-восточную Азию, японская империя начала формирование своих бронетанковых войск, опираясь на опыт, полученный в ходе Первой Мировой войны.
Но как же построить то, что никогда раньше не строили? Правильно, подсмотреть у конкурентов! Так рассудили японские военные и конструкторы, и перед тем, как начать работу над собственными танками, решили тщательно изучить вопрос на примере зарубежных машин. Для этого, начиная с 1919 года, Япония начала закупать у европейских стран небольшие партии хороших танков различных моделей: например, французские «Renault FT-17/18» и британские «Mk.A Whippet». В апреле 1925 года из этих бронемашин была сформирована первая японская танковая группа.
В дальнейшем закупка иностранных образцов продолжилась, но носила, скорее, символический характер, поскольку японские конструкторы к тому времени уже подготовили несколько собственных проектов, первый из которых был представлен общественности в 1927 году. Машина имела боевую массу в 18 тонн и вооружалась 57-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами, расположенными в двух самостоятельных башнях.
Очевидно, что первый опыт самостоятельного создания бронетехники не увенчался особым успехом, и экспериментальный танк «Чи-И» не был лишен, так называемых, технических накладок, что, в принципе, было простительно для самой первой конструкции.
Поэтому японцы, учтя опыт проведенных испытаний и пробной эксплуатации в войсках, через 4 года создали еще один танк той же массы. «Type91» был оснащен тремя башнями, в которых находились 70-миллиметровые и 37-миллиметровые пушки, а также пулеметы. Примечательно, что пулеметная башня, предназначенная для обороны машины с тыла, располагалась за моторным отсеком, две другие – в передней и средней части танка, а самое мощное орудие устанавливалось на крупной средней башне.
Данную схему вооружения и компоновки японцы применили и на своем следующем среднем танке, «Type95», который был построен в 1935 году. Однако ряд конструктивных и эксплуатационных особенностей в итоге привел к отказу от многобашенных систем, и все дальнейшие японские бронемашины либо оснащались одной башней, либо обходились рубкой или бронещитком пулеметчика.
После отказа от идеи танка с несколькими башнями, японские военные и конструкторы начали развивать другое направление, которое в итоге стало основным для целого семейства бронированных машин. В 1935 году на вооружение японской армии был принят легкий танк «Type94», который из-за своей небольшой боевой массы (всего в 3,5 тонны) в европейской классификации военной бронетехники числился «танкеткой». Изначально он разрабатывался как специальное транспортное средство для перевозки грузов и сопровождения автоколонн, однако со временем данный проект развился в полноценную легкую боевую машину.
Конструкция и компоновка танка «Type94» впоследствии стали классическими для всех японских бронемашин. Корпус танка собирался на каркасе из уголков искатанных листов, поэтому максимальная толщина брони равнялась 12 миллиметрам верхней детали «лба».
Днище и крыша были в три раза тоньше, а в передней части корпуса размешалось моторно-трансмиссионное отделение с бензиновым двигателем «Mitsubishi Type94» мощностью 35 лошадиных сил. Столь слабого мотора хватало только, чтобы развить скорость, не превышающую 40 км/час по шоссе. Вооружение же танка «Type94» состояло из одного пулемета калибра 6,5 миллиметра.
Данный проект в целом был удачным, хотя и имел ряд недостатков: например, слабую защиту и недостаточное вооружение. Всего один пулемет винтовочного калибра был эффективен только против очень слабого противника. Да и скорость, надо сказать, не особо впечатляла… Так что техническое задание на следующую бронемашину подразумевало более высокие уровни защиты и огневой мощи. Новым детищем японских военных и конструкторов стал танк «Type97», также известен под названием «Те-Ке».
Затем был легкий «Type95» или «Ха-Го» и вновь «Type97», но уже более известный под названием «Чи-Ха». В 1942 году на базе последнего был создан танк «ШинХоТо Чи-Ха», отличавшийся от оригинальной модели новой пушкой. Боевое применение «Чи-Ха», начатое в первые же месяцы Второй мировой войны, до определенного момента показывало его достаточную эффективность.
Однако, когда в войну вступили США, имевшие в своем арсенале такие танки, как «M3 Lee», стало понятно, что все имеющиеся у Японии легкие и средние танки попросту не способны противостоять ни им, ни технике из СССР.
Одновременно со средним танком «ШинХоТо Чи-Ха» разрабатывалась еще одна новая боевая машина, в конструкции которой были учтены все недостатки оригинального «Чи-Ха» и его предшественников. Проект «Type1» или «Чи-Хе» по своим боевым качествам наконец-то стал напоминать европейские танки того времени. Но все равно оказать какое-либо существенное влияние на ход военных действий он не смог. В общем, эта песня хороша, начинай сначала…
Думаю, вы уже поняли, что японские танки прошлых лет, хоть и получались довольно неплохими, едва ли могли составить достойную конкуренцию на поле боя своим европейским и американским собратьям. Поэтому поговорим о современных «Type90» и «Type10», о которых я уже вскользь упоминал в начале статьи. К слову, эти танки с завидной регулярностью демонстрируются на всех международных выставках вооружений, однако до сих пор ни один из них так и не привлек внимание иностранных покупателей.
Дело в том, что японские танки хоть и относятся к классу «ОБТ», то есть «основных боевых танков», а, следовательно, машин универсальных и многозадачных, разрабатывались в первую очередь для оборонительного боя. И это опять же самым непосредственным образом было связано с законодательством Японии, которая отказалась не только от экспорта оружия, но и от полноценной армии и даже права начинать войну.
Отсюда, собственно, и вытекают некоторые особенности современных японских танков: например, великолепно защищенная башня со сверхсовременной композитной броней и довольно посредственное бортовое бронирование. В «Type10» это дело немного сбалансировали, а «Type90» вообще мог похвастаться чуть ли не противопулевой защитой, поскольку «лоб» машины был практически неуязвим для большинства противотанковых орудий.
Более того, в ранних версиях «Type90» вообще отсутствовала стабилизация ствола. Японские конструкторы аргументировали это тем, что даже если танку придется воевать, то делать он это будет со специальной и заранее подготовленной оборонительной позиции, и уж точно не ведя огонь во время движения! Правда, затем стабилизаторы все же установили…
Оба японских танка также оснащены управляемой гидропневматической подвеской, позволяющей им иметь не только невероятно плавный ход, но и приподнимать корму корпуса для ведения огня с склонов и холмов, дабы не подставлять огню противника основную часть корпуса машины. А для Японии, где большая часть ландшафта как раз и состоит из гор и холмов, подобное ухищрение было очень даже полезным. Вот только для других стран, имеющих равнинную местность, настолько сложная и, естественно, дорогая подвеска оказалась совершенно ненужной.
Кроме того, японские танки отличаются малыми объемами топливных баков, которые обеспечивают им запас хода в скромные 250-350 километров. Проще говоря, танки получились уж слишком японскими, и сегодня в мире найдется не так много стран, чьим бы требованиям они соответствовали. К тому же, довольно высокая цена японских бронемашин окончательно свела их шансы найти иностранных покупателей к нулю.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше контента и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!