Найти тему
Бурмистр.ру

Об оспаривании собственником решение департамента градостроительства о согласовании проекта ограждения территории МКД

Осенью 2021 года собственники одного из многоквартирных домов города Архангельска провели общее собрание собственников, по итогам которого приняли решение об установке ограждения на придомовой территории, его включении в состав общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД), а также о принятии сметы и распределении платежей за проведение работ.

Изображение от Freepik
Изображение от Freepik

Ранее по результатам обращения управляющей организации ООО «Ластола» (далее – УО) в Департамент градостроительства администрации ГО «Город Архангельск» (далее — Департамент), им был согласован представленный проект устройства ограждения. Однако один из собственников помещений спорного дома с указанным решением Департамента не согласился и обратился в суд с административным иском о признании данного документа незаконным в силу следующего:

  • к согласованию спорного проекта не было привлечено ГУ МЧС по Архангельской области, с собственниками проект не обсуждался;
  • проект не учитывает потребности маломобильных групп населения;
  • требования пожарной безопасности не соблюдены, в частности, ширины проезда через ворота недостаточно для беспрепятственного въезда пожарных автомобилей, в связи с установкой ограждения отсутствуют два продольных пожарных проезда и затруднен разворот спецтехники.

По иску собственник просил признать незаконным решение о согласовании проекта устройства ограждения, а также обязать Департамент выдать УО предписание о демонтаже этого ограждения.

Судом первой инстанции по иску было отказано, так как, по его мнению, оспариваемое решение Департамента права и законные интересы административного истца не нарушает. Проект был согласован собственниками помещений дома на общем собрании (далее – ОСС). Решения собственников не оспорены, в установленном порядке незаконными не признаны. Проверка проекта на соответствие нормам пожарной безопасности Департаментом не проводилась. Законом она не предусмотрена, как и согласование проекта с собственниками. Иные жильцы подтвердили, что проект обсуждался советом дома и в социальных сетях.

По обращению административного истца МЧС проводило проверку и действительно выявило нарушения требований пожарной безопасности:

  • размер разворотной площадки для пожарных машин не соответствует нормативному, и на ней организована стоянка личного транспорта;
  • подъезды пожарных автомобилей с двух продольных сторон дома отсутствуют.

По результатам проверки УО и муниципалитет получили предостережения.

Между тем, суд учел следующее:

  • при введении МКД в эксплуатацию было предусмотрено наличие только одного пожарного проезда, и, согласно пояснениям представителя МЧС, демонтаж ограждения не приведет к образованию двух продольных проездов;
  • после установки ограждения размер разворотной площадки, обустроенной еще застройщиком, не изменился;
  • застройщик пояснил, что ранее спецтехника уже разворачивалась на этой площадке, заезжая колесом на бордюр;
  • размещение личных автомобилей на разворотной площадке не является основанием для признания решения Департамента незаконным, так как согласованный проект не предусматривал устройство стоянки.

По итогам совместной проверки УО с МЧС была установлена возможность проезда пожарной техники через ворота ограждения, развертывания и вылеты стрелы автолестницы и автоподъемника. С учетом полученных результатов решено увеличить ширину ворот и установить их на большем расстоянии от МКД.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу:

«…установка ограждения предусмотрена в пределах земельного участка, каких-либо препятствий и ограничений свободному доступу спецтехники и специальных служб не имеется, доступом к дому административный истец обеспечен через две калитки в ограждении и ворота…».

Таким образом, у Департамента не имелось оснований для отказа в согласовании проекта.

Апелляционный суд отменил вынесенное решение и удовлетворил иск частично, признав незаконным решение Департамента о согласовании проекта ограждения.

Руководствуясь положениями действующего жилищного законодательства и требованиями СП4.13130.2013, апелляционный суд указал:

  • выводы об отсутствии оснований для проверки проекта ограждения на соответствие пожарным требованиям несостоятельны. Несоответствие объекта благоустройства этим требованиям нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе и административного истца;
  • тот факт, что согласованный проект не соответствует требованиям пожарной безопасности, установлен в суде первой инстанции. Об этом, в частности, свидетельствуют запланированные работы по расширению и переносу автоматических ворот;
  • законность принятия решения о согласовании проекта, который не соответствует пожарным требованиям, нельзя обосновать ссылкой на проектную документацию МКД и отсутствие подъездных путей при сдаче этого дома в эксплуатацию, так как «легализация не соответствующих закону действий не может быть признана правомерной».

Указанное решение было оставлено без изменения Третьим кассационным судом общей юрисдикции (Определение по делу № 88а-20602/2023).